Штрафы для «иностранных агентов» будут пересмотрены

КС РФ: предусмотренный размер штрафа не позволяет назначить наказание ниже низшего предела

Конституционный суд РФ во вторник высказал свою позицию о соответствии Конституции РФ принятого в 2012 году закона, касаемого деятельности «иностранных агентов» - некоммерческих организаций и общественных объединений, действующих в России за счет иностранного финансирования. По мнению судей КС, государство назвав такие организации «иностранными агентами», вовсе не преследует цель дискредитации их деятельности, но штрафы для НКО, нарушивших правила своей регистрации, нужно уменьшить.

КС РФ: предусмотренный размер штрафа не позволяет назначить наказание ниже низшего предела

Напомним, в июле 2012 года изменениями в законодательство об НКО, было введено понятие «некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента», которые обязаны были зарегистрироваться в соответствующем реестре в Минюсте и предоставлять определенную информацию о своей деятельности. Сегодня за нарушения требований закона руководителям НКО грозит ответственность вплоть до уголовной. Так, непредставление или несвоевременное представление «иностранным агентом» необходимой информации в курирующий ее госорган, предусмотрен штраф от 10 до 30 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 до 300 тысяч рублей - для юридических. Если «иностранный агент», деятельность которого была приостановлена, продолжает работать, ее организаторам грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей, а сотрудникам - от 3 до 5 тысяч рублей. Если НКО злостно уклоняется от предоставления документов для включения ее в реестр Минюста, предусмотрен штраф в 300 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы или лишение свободы на срок до 2 лет.

Поводом для рассмотрения вопроса об НКО в КС стала жалоба Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также руководителей фонда «Костромской центр общественных инициатив», который был оштрафован за нарушение правил регистрации, а его сотрудникам были вынесены прокурорские предостережения. Похожие меры были применены и в отношении других НКО и их руководителей.

Заявители указали, что ряд положений закона об НКО, «дискриминируют участников НКО, нарушают презумпцию невиновности, посягают на достоинство личности, и обязывают свидетельствовать против самого себя». Также, по их мнению, закон ограничивает право на свободу слова, права граждан на объединение и участие в управлении государством.

КС, рассмотрев эту жалобу, пришел к следующим выводам:

«Признание конкретных НКО выполняющими функции иностранного агента не означает указания на исходящую от данных организаций угрозу государственным и общественным институтам. Любые попытки обнаружить в словосочетании «иностранный агент» отрицательные контексты, опираясь на стереотипы советской эпохи, лишены конституционно-правовых оснований. Соответственно, оспариваемыми нормами не предполагается негативная оценка той или иной организации со стороны государства, а также не преследуется цель дискредитации ее деятельности. Для признания деятельности НКО политической она должна быть направлена на воздействие на государственную политику или на формирование соответствующего общественного мнения. В отсутствие подобных целей, даже если организация занимается критикой властей или вызывает в обществе оппозиционные настроения, она не может считаться выполняющей функцию иностранного агента. Кроме того, для соответствующей классификации политические цели должна преследовать организация в целом, а не отдельные её участники, действующие в личном качестве и по собственной инициативе».- разъяснил суд.

«Участвуя в политической деятельности, НКО затрагивает права и свободы всех граждан. Более того, получение организацией средств и имущества из иностранных источников не исключает возможности её использования в интересах спонсоров. Следовательно, законодательное выделение подобных НКО согласуется с обеспечением конституционно значимых публичных интересов, а также с защитой государственного суверенитета.

Исходя из этого, оспариваемые нормы законодательства о некоммерческих организациях не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку:

а) не предполагают вмешательства государства в определение НКО приоритетов своей деятельности и осуществления контроля за целесообразностью как содержания, так и форм и методов политической деятельности;

б) устанавливают уведомительный порядок формирования реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента, и не препятствуют их финансированию из российских или зарубежных источников;

в) исходят из презумпции законности и добросовестности деятельности НКО и не лишают их права на судебную защиту.

Оспариваемая норма КоАП не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку не имеет обратной силы и предусматривает привлечение к ответственности, только в случае, если НКО не направило в установленном порядке заявление о своем включении в реестр «иностранных агентов».

Однако предусмотренный ею размер штрафов для физических и юридических лиц противоречат Конституции, поскольку не позволяет назначить наказание ниже низшего предела.

Конституционный Суд предписал законодателю внести соответствующие изменения в КоАП. Дела заявителей подлежат пересмотру в части, расходящейся с Постановлением КС РФ», - поясняется на сайте КС РФ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру