Финансист Геннадий Гендин: «Единая платежная система требует не столько денег, сколько сильных кадров»

Экс-вице-губернатор Самарской области рассказал об том, как создавалась подобная система десять лет назад в рамках программы «электронная Россия».

Пока в стране идет подготовка к созданию национальной платежной системы, «МК» нашел финансистов, которые уже делали нечто подобное десять лет назад. О том, насколько сложно создать национальную платежную систему и на какой срок растянется работа нам рассказал, опираясь на личный опыт экс-вице-губернатор Самарской области Геннадий Гендин. Этот человек стоял у истоков создания универсальной карты «мультипасс», которую пытались внедрить в стране десять лет назад, в рамках программы «электронная Россия».

 Экс-вице-губернатор Самарской области рассказал об том, как создавалась подобная система десять лет назад в рамках  программы «электронная Россия».

- В действительности, создать единую платежную систему тяжело больше в области административного и кадрового ресурса, чем денежных вложений. Процессинг стоит недорого - несколько миллионов долларов; очень хороший, с дублером в Германии, а потом просто работаешь с административным ресурсом. Понятно, что банки подключатся, а через них уже и конкретные торговые точки. И вот она - национальная платежная система. В рамках программы «электронная Россия» нами в свое время были подключены половина Америки, вся Венесуэла, Куба, Мексика, 20 000 точек по Европе. Подключились тогда удалось за два месяца: процессинг с другими процессингами обменивается шлюзами, все пос-терминалы проливаются дистанционно, карточка прокатывается в России и у партнеров, все это делается из центра. Вот так и создается платежная система. Если сейчас использовать этот опыт, все облегчится в десятки раз. В России, кстати, немного есть специалистов в этой сфере. На создания софта уходит примерно полгода - это тысячи человеко-часов. Не хватает тех, кто бы хорошо разбирался в процессинговых центрах, а главное правильно вел диалог с Западом, который нас здесь сильно опережает, там вообще все работает по-другому, мне лично пришлось полгода жить за границей что бы обучиться. У нас, скажем, каждый крупный банк имеет свой процессинг, а за рубежом это две отдельные организации! Банку нужны карты, он обращается в процессинговый центр, тот заказывает номера в платежной системе для банка и выпускает карты, которые и обслуживает. Вообще же есть опасение, что пока мы выпустим эти карточки, там они станут вчерашним днем. Будет просто, например, забит, штрих код в телефоне и все.

- Эксплуатация такой системы — выгодный бизнес?

- Сказать, что это очень прибыльно, нельзя. Это как нефтяная труба, только с деньгами, ты обладаешь трубой, по которой идут миллиарды, но ты с этого больших денег не имеешь, примерно 1 процент, 1,2 максимум, минус издержки. То есть капиталом ты обладаешь большим, а прибыль маленькая. Во всем мире, кстати, этим занимаются независимые, некоммерческие неправительственные организации.

- Как сделать такую систему привлекательной?

Это довольно сложно. Тогда создавалась единая карта, которая могла работать и как документ, и как дисконтная карта. То есть вы приходите в один ресторан, в другой, в гостиницу и везде пользуетесь одной картой. И там были подключены тысячи ресторанов, аптек, магазинов. При этом работал возвратный дисконт, в течении дня назад на счет падало 10-15 процентов от потраченных денег, это нравилось людям. И то, что они въезжали, скажем, в гостиницу, открывали номер этой же картой, тоже было очень удобно. Но дело в том, что ни один банк программу лояльности не тянет, это - не его профильный актив, поэтому есть смысл делать платежную систему, а параллельно программу лояльности, чтобы были такие финансовые «мулечки» - дисконты, бонусы, скидки. И перегружать единую карту сегодня тоже, думаю, не следует, «вешая» на нее еще и функцию документа. Здесь, надо анализировать, искать какие-то варианты. Но вообще приятно, что наконец-то делается то, о чем мы кричали еще десять лет назад. Так что спасибо Америке, что она всех нас подтолкнула.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру