Аморальный кодекс строителей нигилизма

Лицемерно стыдя россиян за неуважение к праву, высшее руководство страны само плюет на законы

Конституционный суд — главный суд в России. Казалось бы, кто посмеет его ослушаться? А вот и очень просто смеют — да не где-нибудь, а в правительстве. Кабинет министров не выполняет в срок предписания КС. Счет таких “недочетов” идет на десятки. А рекорд правительственной “забывчивости”, как выяснил “МК”, — 9 лет!  

Закон приняли — надо жить по закону. Тоже простая, как мычание, истина, которую не устают нам повторять президент и премьер. Между тем в России 91 уже принятый и вступивший в силу закон требует издания массы соответствующих распоряжений и постановлений правительства. Больше 200 из них… до сих пор не готовы. И как прикажете с этим жить?

В последнее время опять стало модным сокрушаться о том, что россияне закон не уважают, стараются всячески уклониться от его исполнения и не считают особым грехом преступить, так сказать, черту. Но о том, что “рыба всегда тухнет с головы”, политики и аналитики не вспоминают.  

А “МК” решил посмотреть, насколько уважительно относятся к законам те, кто их пишет, принимает да еще и требует от нас исполнения принятого.


Весной 2000 года еще и.о. президента Владимир Путин (юрист по образованию) произнес: “Демократия — это диктатура закона, а не тех, кто по должности обязан этот закон отстаивать”. До этой “диктатуры”, как и до демократии, было тогда как до Марса. Задача казалась, мягко говоря, трудновыполнимой.

Но вместо того чтобы готовиться к полету на Марс, власть засучив рукава занялась строительством вертикали. Прошло почти 10 лет. Вертикаль построена. А до диктатуры закона стало еще дальше — как до Юпитера... В том числе и потому, что признанная элитой и обществом в качестве наилучшего способа управления Россией вертикаль скреплена не законами, а понятиями.  

И вот весной 2008 года, едва став президентом, Дмитрий Медведев (юрист по образованию и профессии) произносит: “Мы обязаны добиться истинного уважения к закону и преодолеть правовой нигилизм”. А еще через полтора года, осенью 2009-го, в своей статье “Россия, вперед!” пишет: “Нам предстоит избавиться от пренебрежительного отношения к праву”...  

Судя по высказываниям ответственных лиц, добиваться, избавляться и преодолевать они собираются прежде всего посредством пропаганды в народе юридических знаний и “выстраивания” судей. Но начинать надо не с научно-популярных книжек по праву. И даже не с судей.

СПРАВКА "МК"

Юридические словари называют правовым нигилизмом (от латинского nihil — ничто) отрицательное, скептическое отношение к закону и ценностям права. Выражается в пренебрежении и сознательном игнорировании правовых предписаний в повседневной жизни, и в этом смысле в разговорном языке слово “нигилизм” взаимозаменимо со словом “пофигизм”.

Учителя девять лет ждут

Недавно депутаты голосовали за законопроект, внесенный от имени правительства — как положено, за подписью премьера Путина. Так, ничего особенного: предлагается разрешить сельским учителям приватизировать служебное жилье, закрепленное за школами. Сейчас закон “Об образовании” это запрещает.  

И не обратил бы никто на сей документ внимания, если бы не замечательная своим откровенным цинизмом пояснительная записка к нему.  

Закон нужно принять, говорится там, потому что нужно выполнить требование закона “О Конституционном суде РФ”, согласно которому “правительство не позднее
3 месяцев после опубликования решения КС вносит в Госдуму законопроект о внесении изменений или дополнений в закон, признанный неконституционным в какой-то части”. Значит, главный суд страны признал запрет на приватизацию жилья сельскими учителями неконституционным? Да, честно отвечает правительство: это было 24 октября... 2000 года. 9 лет назад.  

Можно сказать: ничего страшного, что в законе не учтено решение КС — ведь оно, это решение, прямого действия и вступает в силу сразу после опубликования. Но попробуйте добиться от чиновника где-то там внизу восстановления своих прав с текстом постановления КС в руках...  

Счет невыполненных в срок предписаний главного суда страны идет на десятки. Глава КС Валерий Зорькин устал писать слезные письма спикеру Грызлову. Пишет ли он премьеру Путину — неизвестно. Но когда в начале сентября Госдума утверждала план своей работы на сессию, первый вице-спикер Олег Морозов привел такую статистику: из 45 законопроектов, которые следует принять во исполнение решений КС, до парламента дошли лишь 15. Из них 1 принят весной, 6 должны быть приняты осенью, а 8 все ждут не дождутся решения своей судьбы в комитетах. “30 до сих пор не внесены”, — сообщил г-н Морозов и попросил представителя правительства в Думе передать начальству, что в результате “мы не можем выполнить в полной мере требования КС”.  

Середина октября, а “30 не внесены до сих пор”.  

Что грозит обычному гражданину, если он не выполнит законное решение суда? Не заплатит алименты или штраф, откажется освободить не принадлежащую ему жилплощадь или сбежит из-под стражи? Не выпустят за границу, а то и повесят портрет на главной площади города. Пришлют милицию, а то и ОМОН. Объявят в розыск — может быть, даже международный, и добавят срок.  

А что бывает министрам или депутатам за неисполнение решений Конституционного суда?  

Да ничего.

Космические скорости

Но уж сама Конституция для наших властей — это святое!  

Да. Это наглядно продемонстрировала космическая скорость, с которой Кремль провернул операцию по исправлению Основного закона страны. 11 ноября 2008 года законопроект о поправках в Конституцию, увеличивающих срок полномочий президента до 6 лет, а депутатов Госдумы до 5 лет, был внесен в нижнюю палату парламента за подписью Медведева. 12 ноября Комитет по конституционному законодательству дал положительное заключение на эту инициативу. А 14 ноября, едва придя в себя от шока, повязанное вертикалью думское большинство проголосовало за нее в первом чтении. 21 ноября поправки уже отправились в Совет Федерации. От “вноса” законопроекта в Думу до “выноса” из нее прошло 10 дней.  

Может быть, идея продлить в полтора раза срок полномочий главы государства — давно озвученная, абсолютно бесспорная и не раз в обществе обсужденная? Как бы не так: о том, что гаранту Конституции этого хочется, депутатам, стране и миру стало известно лишь 5 ноября из его послания Федеральному собранию...  

С таким же “уважением” отнеслись и депутаты, и президент к единственному суду, которому Конституция дарует право определять степень конституционности решений всех органов власти: 8 мая Дмитрий Медведев предложил Госдуме перейти от избрания главы КС самими судьями к назначению его президентом, потом были три дня праздников, а еще через 10 дней готовый законопроект уже отправился на штамповку в Совет Федерации...

Когда правительство спит

Главным по борьбе с правовым нигилизмом президент назначил министра юстиции Александра Коновалова.  Выступал тот как-то в Госдуме и с печалью в голосе признал: увы, российское законодательство не в лучшую сторону отличается от американского. В США законы очень подробные, в них прописаны все детали, а у нас влюбленные в исполнительную власть депутаты очень часто детали оставляют чиновникам на откуп. К примеру, в тексте написано: “Гражданин такой-то категории имеет право на бесплатное протезирование”. А дальше: “Порядок предоставления этой льготы определяет правительство”. Нет порядка, не разработало и не утвердило его правительство — нет и льготы, потому что любой чиновник или врач, к которому вы придете за бесплатной челюстью, пошлет вас куда подальше. И что тогда толку в законе?  

В России 91 уже принятый и вступивший в силу закон требует издания массы соответствующих постановлений и распоряжений кабинета министров. Больше 200 из них до сих пор не готовы. Один из “рекордсменов” в печальном списке полумертвых по этой причине законов — “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ”. Принят 7 лет назад, но сказать, что он “работает”, язык не поворачивается: до сих пор нет порядка 10 подзаконных актов. В результате неизвестно, к примеру, как должна выплачиваться компенсация тем, кто за свой счет восстанавливает или содержит памятник архитектуры, нет единого порядка установки надписей на памятниках культуры, неизвестно, как разрабатывать проекты развития охраняемых зон... А памятники культуры тем временем “руинируются”, как говорят эксперты, и исчезают. В среднем по 150 в год.  

Иногда различные ведомства годами не могут прийти к единому мнению о том, что же должно быть написано в злосчастном постановлении или распоряжении, ведь вертикализация власти не привела к повышению эффективности работы госаппарата. А иногда заматывание процесса позволяет государству банально экономить...

Кто кого научил?

Время от времени наверху вспоминают, что ТАК — нельзя, неправильно. И вроде бы пытаются что-то исправить. Как-то заставить, что ли, себя быть законопослушнее. В 2000 году правительство издало постановление, обязывающее вносить законопроекты в Госдуму с приложением перечня подзаконных актов, изложением их краткого содержания и указанием ответственных министерств. Но через 9 лет, весной 2009 года, первый вице-спикер Олег Морозов вынужден был констатировать:  “Честно сказать, может быть, очень редко это делается на самом деле” (г-н Морозов не мог сказать совсем честно, потому что он член высшего совета партии, чьим лидером является премьер-министр).  

Невыполняемое требование полгода назад кабинет Владимира Путина отменил и обязал себя направлять в Госдуму проекты подзаконных актов лишь после того, как закон пройдет второе чтение, а его содержание окончательно определится. И лишь в тех случаях, если речь идет о социальных выплатах гражданам. Думское большинство тут же внесло в регламент своей работы аналогичные изменения. Они разрешали депутатам после принятия социального закона во втором чтении потребовать у Белого дома хотя бы краткое изложение содержания нормативных актов, а без них не голосовать в третьем чтении, и все. Чтоб, как говорится, “население не страдало”. Депутаты-единороссы били себя в грудь, обещали стоять насмерть и “наконец научить правительство порядку”.  

Кто кого и чему научил и какова цена всей этой верхушечной борьбе с правовым нигилизмом, стало ясно этим летом, когда Дума в привычном уже режиме “давай-давай!” принимала правительственный пакет законов, меняющих порядок расчета пенсий и прочих социальных выплат. Ни один народный избранник не попросил у правительства выполнить его же, правительства, постановление и не вспомнил про думский регламент. Зато сейчас глава думского Комитета по труду и соцполитике Андрей Исаев (“ЕР”) объявил о создании специальной рабочей группы по мониторингу ситуации в связи с реформой пенсионной системы — а то, мол, есть беспокойство у депутатов, будет ли к Новому году правительство готово к внедрению новаций. Мол, чтоб не получилось как с монетизацией — когда готово оно не было...  

Министр Коновалов в одном из своих выступлений сказал, что неправильно сразу раз и навсегда отказываться от привычки облеплять законы, как глиной, кучей правительственных постановлений и распоряжений. Для начала, сказал он, нужно отслеживать ситуацию — кто виноват, что вовремя все подзаконные акты не готовы, а если готовы, то насколько хорошо они работают. Но сколько лет нужно ситуацию отслеживать, чтобы предложить что-то конкретное для ее исправления, — нет, не сказал.  

Тем временем законодательная машина едет по той же колее, что и до начала борьбы с правовым нигилизмом. В конце сентября Госдума принимала сразу в трех чтениях (то есть не читая) поправки в бюджет нынешнего года. Один из депутатов по ходу дела обвинил правительство в том, что из 100 подзаконных актов к закону о бюджете на 2009 год было принято вовремя лишь 12, что срывает финансирование важных статей расходов. Замминистра финансов Татьяна Нестеренко обиделась: “Из 100 не принято лишь 9. Я не говорю, что это хорошо, но говорить, что принято лишь 12, — это как минимум неточность”... А при последнем обсуждении бюджета в Думе глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что, хотя 2009 год уже заканчивается, до сих пор нет 8 подзаконных актов, что не позволяет выделять деньги. 8 актов — это, конечно, не 100, но нарушение закона о бюджете — налицо.  

Пройдет еще лет 10. Трудно сказать, кто тогда будет Президентом России — Путин или Медведев (это уж как они договорятся). Выйдет он на трибуну и скажет что-нибудь вроде “Пора покончить с неуважительным отношением к букве закона!”. И начнется очередная кампания по борьбе с правовым пофигизмом. А до мечты — диктатуры закона — будет еще дальше, чем сейчас. Примерно как до Большой Медведицы...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру