Кто рассекретил святую “Троицу”?

“МК” раскрыл тайну уникальной иконы

Только представьте: икону написали в первой четверти XV столетия, и пять веков кряду она была скрыта от людских глаз. Только в ХХ веке ее смогли увидеть миллионы. Речь идет о прославленной на весь мир и одновременно скандальной “Троице” Андрея Рублева.

Невероятно, но факт: это единственная икона великого мастера, дошедшая до наших дней. До сих пор религиозные деятели не оставляют надежд вернуть ее в Троице-Сергиеву лавру. Как правило, это выливается в конфликт музейщиков и Церкви.

“МК” раскрыл тайну уникальной иконы
Троице-Сергиева лавра. Именно здесь шедевр находился около пятисот лет.

…А сегодня к этому шедевру вновь приковано внимание миллионов. Ведь в Третьяковке собрали выставку: суперэксклюзивные предметы искусства, к которым приложил руку сам Андрей Рублев. Бесценные памятники древности предоставляли все музеи страны, у которых хранились таковые. Центральный экспонат — “Троица”.

…Когда очень близко подходишь к этой иконе, то сомнений не остается: это шедевр, это воплощение настоящей гармонии, это подлинная красота мира… От иконы исходит невероятное, необъяснимое, мощное энергетическое поле. Необыкновенное колористическое решение — светозарное, построенное на тончайшем соотношении оттенков фисташкового, зеленого, голубого. Тот, кто хотя бы раз остановил свой взгляд на “Троице” Андрея Рублева, не забудет этого ошеломляющего впечатления.

— Мало кто знает, но открытию “Троицы” Андрея Рублева мы обязаны именно ХХ столетию, — утверждает куратор выставки, руководитель отдела древнерусской живописи Третьяковской галереи Наталия Шередега.

В это трудно поверить: без малого пять столетий икону почти никто не видел. Как это могло произойти? Кто ее раскрыл? Обо всем по порядку.

Икона на заказ?

Рождение шедевра. Это тайна, покрытая мраком. Исследователи всерьез рассматривают две версии ее происхождения. Первая: Андрей Рублев получил заказ от духовного последователя Сергия Радонежского преподобного Никона Радонежского. Он-то якобы и попросил написать икону “в похвалу отцу своему святому Сергию-чудотворцу”. Вторая: штука в том, что в 1411 году возводился храм Пресвятой Троицы. Флоренский писал: “Если храм был посвящен Пресвятой Троице, то должна была стоять в нем и храмовая икона Пресвятой Троицы, выражающая духовную суть самого храма”. Исследователи предполагают: к Рублеву запросто могли обратиться с просьбой написать таковую.

Время рождения. И здесь тоже белое пятно в истории “Троицы”. Точная дата создания произведения неизвестна. Правда, профи едины во мнении: рублевская “Троица” создана в первой четверти XV века. Более точной даты — а именно года рождения древнерусского шедевра — все же не установлено.

Версия первая: это могло произойти в 1411 году — именно тогда велось строительство деревянной церкви Троице-Сергиевой лавры, для которой и могла создаваться икона.

Версия вторая: 1420-е — именно тогда возводился непосредственно сам Троицкий собор, который сохранился до сих пор.

Место рождения. Вот здесь исследователи все прояснили окончательно. Андрей Рублев писал “Троицу” в Троице-Сергиевой лавре. Разночтения имеются лишь относительно места расположения уже готовой иконы внутри лавры. Какие? Раньше были уверены: икона располагалась как главный местный образ в первом ярусе иконостаса Свято-Троицкого собора на правой стороне от царских врат. Но известный ученый-искусствовед Валентина Антонова доказала: первоначально икона находилась в ногах гробницы преподобного Сергия.

“Образ местой живоначальные Троицы обложен златом, венцы златы, в венцах 31 камень розных цветов, да жемчуг бурминской, болшое зерно кругло в болшом венце. У того ж образу прикладу: три цаты златы, а в них 19 каменей, 18 жемчюгу; болших 9 цат, а в них 5 камышков...”

Жемчуга, серебро да злато...

Как бы там ни было, но в 1600 году у иконы начинается вторая жизнь. Дело в том, что Борис Годунов решает украсить ее восхитительным окладом с драгоценными камнями. Именно он почти полностью закрыл непревзойденную живопись Андрея Рублева. Прошли века, и теперь этот оклад рассматривают как отдельное произведение искусства. Судите сами.

Из вкладных книг Троице-Сергиева монастыря 1639 и 1673 годов: “Образ местой живоначальные Троицы обложен златом, венцы златы, в венцах 31 камень розных цветов, да жемчуг бурминской, болшое зерно кругло в болшом венце. У того ж образу прикладу: три цаты златы, а в них 19 каменей, 18 жемчюгу; болших 9 цат, а в них 5 камышков, да по жемчугу по болшому; крест аспиден зелен пестр с жемчюги, по концом серебром обложен позолоченным, у него 11 жемчугов да два камышка; крест аспиден зелен, обложен серебром позолоченным; чепи у обоих крестов серебряны золочены; крест аспид бур, по концом обложен серебром позолоченным, а в нем и по сторонам 14 жемчугов болших и малых; икона, на ней образ Спасов, по сторонам Богородица да Иван Предтеча — ресь на рыбье зубе, обложен серебром позолоченным, около низано жемчугом в одну пядь, да 4 камышка, 6 жемчугов; да чепь золота государева ж прикладу ливонского походу. По полям образа 32 святых златы ворльячны, писаны чернью”.

Чуть больше двадцати лет спустя “Троицу” переносят на место, определенное для главной храмовой иконы. Там она находилась триста лет.

ХХ век для шедевра древнерусского искусства стал судьбоносным. Икона рассталась со своим окладом и переехала из храма божьего в храм искусств. И вот здесь началось все самое интересное.

“Центральный ангел: заново написаны нижняя губа и часть подбородка, зрачок правого глаза и часть левого, утрачен конец левой брови. Изменен контур правой щеки; подрумянка вероятно усилена. Правый ангел: лик самой лучшей сохранности, описи почти не правлены, поновлен правый глаз”.

Дело — в технике

В начале ХХ века, еще до революции, на “Троицу” обращают внимание научные умы.

В 1904—1905 годах по инициативе известного художника, коллекционера и попечителя Третьяковской галереи Остроухова под наблюдением Московского археологического общества и с разрешения лаврского начальства иконописец-реставратор Гурьянов вместе с коллегами расчищают икону от верхних наслоений. Сразу после расчистки делают фотографический снимок сохранившегося первоначального изображения… В 1918—1919 годах — окончательная расчистка иконы. И вот здесь уже искусствоведы признают: закрывать окладом “единственное по значению своему в мире произведение искусства”, принадлежащее кисти Андрея Рублева, недопустимо. Что это означает? А то, что из лавры на ПМЖ шедевр отправляется в Третьяковскую галерею. Но уже без оклада. Тот остается лавре. И вот здесь лихо закручивается конфликт между представителями религии и науки.

Позиция РПЦ: лишать верующих главной святыни храма невозможно. Можно создать все необходимые условия для сохранности шедевра в лавре!

Позиция Третьяковки: икона не выдержит переезда из музея в лавру. Почему? Оказывается, у иконы имеется вертикальная трещина. И при малейшем трении этой трещины древневековая живопись может попросту рассыпаться.

К тому же до наших дней она уже дошла с многочисленными утратами.

Из отчета, проведенного с помощью электронно-оптического преобразователя: “Центральный ангел: заново написаны нижняя губа и часть подбородка, зрачок правого глаза и часть левого, утрачен конец левой брови. Изменен контур правой щеки; подрумянка, вероятно, усилена. Правый ангел: лик самой лучшей сохранности, описи почти не правлены, подновлен правый глаз”.

Еще одна причина, по которой музейщики берегут шедевр денно и нощно. Он исключителен своей иконографической традицией. Ведь Андрей Рублев писанием “Троицы” сломал прежнюю — когда выделяли центрального ангела, в котором прочитывался образ Иисуса Христа. Даже изображался крещатый нимб, который является знаком того, что это и есть Христос. Ошибиться невозможно.

Также существовали изображения, где все три ангела сидели горизонтально за одним столом.

Что же придумал Рублев? Круговую композицию. По сути на иконе великого мастера построен идеальный мир, в котором нет противоречий. Во многом это связано с пониманием основного догматического содержания Троицы, воплощена мысль о нераздельности и неслиянности Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

Смысл композиции — все равны, все едины.

Сегодня главная задача хранителей Третьяковской галереи — сохранить икону в максимально благоприятных для нее условиях.

Два года назад, в ноябре 2008-го, состоялся расширенный реставрационный совет, на котором присутствовала весьма уважаемая публика: музейные хранители, реставраторы темперной живописи и историки искусства. Они-то и доказали РПЦ: передача иконы без риска из Третьяковской галереи в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры для богослужения на праздник Троицы невозможна.

Какой козырь предложили музейщики духовным лицам? А вот какой: икона будет участвовать в богослужениях. Нет, не в лавре. А в храме Николы, что в Толмачах, который находится в ведении Третьяковки и расположен на ее территории.

…Ровно за сутки до великого праздника Троицы хранители Третьяковской галереи на руках бережно несут икону из залов музея в храм Николы в Толмачах. После участия иконы в торжественном богослужении ее так же на руках доставляют в реставрационную мастерскую темперной живописи. Там же проходит расширенный реставрационный совет, который решает: подверглась “Троица” изменениям или нет. И только тогда икона снова занимает свое законное место в зале древнерусского искусства Третьяковской галереи. И так будет из года в год.

Почему? Да потому что подвергать хотя бы малейшему риску единственное сохранившееся до наших дней произведение Андрея Рублева невозможно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру