Прокатимся с ветерком! В карманах

Злоба дня

23 ноября 2011 в 19:05, просмотров: 8776
Прокатимся с ветерком! В карманах
фото: dic.academic.ru

Еще пара Олимпиад и чемпионатов мира — и нам впору будет переходить на гужевой транспорт. Потому что с учетом экономии на инфраструктуре в пользу оборонки денег у страны на дороги осталось с гулькин нос. Минтранс в опубликованном проекте госпрограммы «Развитие транспортной системы до 2019 года» прямо так и пишет: средств хватит практически только на ремонт. Ну и, естественно, на строительство платных дорог. На чиновничьем наречии эта мысль звучит так: «Необходимо сосредоточиться на недопущении деградации транспортной инфраструктуры и развитии сегментов транспортной системы, обеспеченных платежеспособным спросом».

Надо заметить, Минтрансу есть от чего отталкиваться: опыт по «недопущению деградации» имеется огромный. Уже сейчас 80% всех средств, выделяемых в РФ на дорожные работы, «засаживается» именно в латание дыр. Последствия «недопущения» можно наблюдать на наших трассах весной: каждый год с них вместе со снегом сходит асфальт. «Автобан», принявший вид как после бомбежки, потом долго и со вкусом ремонтируют. Чтобы, положив вместо дорожного полотна «пластилин», ту же операцию проделать через год.

Через дырки в асфальте проваливаются триллионы рублей — ремонтировать выгоднее, чем строить. 65% новых дорог в Германии не требуют ремонта в течение 20 лет (так как строятся по новой технологии). В Китае — 38%. В России, несмотря на «модернизацию», ноль процентов.

Таким образом, министерство в своей госпрограмме практически закладывает технологию воровства: стройте хуже — и ремонтировать придется чаще!

Программа, кстати, стоит 12,09 трлн. рублей. Хватит и на «недопущение деградации» и на «распил», который в дорожной отрасли, по данным экспертов, доходит до 70% от стоимости работ. Краткое изложение документа от Минтранса таково: за предыдущие годы в отрасли ничего толком не сделано и сделано не будет. На транспортные издержки, пишут чиновники, приходится 15–20% стоимости российской продукции против 7–8% в развитых странах. Подвижность населения при этом втрое ниже. Лишь 8% автомобильных дорог — многополосные, почти треть федеральных трасс работает в режиме перегрузки.

Цель у Минтранса, как водится, высокая: к концу 2019 года транспортная подвижность населения должна вырасти на 20,4%. Судя по установке на «инфраструктуру, обеспеченную платежеспособным спросом», свою «подвижность» население будет повышать в первую очередь на платных дорогах. Министр Игорь Левитин ранее пояснил: денег на дороги, конечно, нет, но если привлечь бизнес и взимать плату с населения, то появятся «интересные проекты». До 2015 года, напомним, планируется построить почти 2 тысячи таких «интересных» километров. Причем, как показала практика, чтобы собирать немалые деньги за право проезда по колее, проложенной на уже уплаченные налоги, вовсе не обязательно делать ее качественной. Достаточно повесить нужную табличку. Плохо и с бесплатной альтернативой: например, в Псковской области по бесплатной дороге можно проехать разве что на танке. Кроме того, правительство выступило с инициативой строительства платных автодорог и вовсе при отсутствии бесплатной альтернативы.

Вместе с тем плата за проезд по построенным частными инвесторами трассам может увеличиться на 80%. Это тоже одно из предложений Минтранса. А если реализуют еще одну интересную инициативу — налог на километр пробега, который поможет собирать ГЛОНАСС, то и вовсе поедем с ветерком! В карманах.

Остается только выяснить, зачем столько красивых слов звучало в адрес дорожных фондов, которые Владимир Путин прикрыл в 2001 году по причине воровства, а Дмитрий Медведев в этом году возродил как панацею от него? Помнится, десять лет назад за провал «эксперимента» никого не посадили, а глава федерального дорожного фонда Виталий Артюхов даже получил повышение — его назначили министром природных ресурсов. Вряд ли «посадок» стоит ждать и теперь.



Партнеры