Закатилось солнце «Новой реальности»

Ушел из жизни Элий Белютин, организатор 30-й выставки МОСХа, раскритикованной Никитой Хрущевым

27 февраля 2012 в 20:37, просмотров: 1910

«Вот что, Белютин, я вам говорю как Председатель Совета Министров: все это не нужно советскому народу. Запретить!» — кричал на открытии выставки «Новая реальность» Никита Хрущев.

Закатилось солнце «Новой реальности»
фото: Геннадий Черкасов

Ту выставку авангардистов, открывшуюся в «Манеже» 1 декабря 1962 года, окрестили «концом „оттепели“», а ее работы ее организатора Элия Белютина на долгие годы пропали из советских музеев и галерей. Элий Михайлович остался верен своим новаторским взглядам — писал экспрессивные, а затем абстрактные картины, с успехом выставлялся за границей и создал собственную систему обучения... 27 февраля, один из лидеров советского «неофициального искусства» скончался на 86-м году жизни.

Солнце — именно так переводится с греческого необычное, особенного для советского времени, имя художника и теоретика искусства Элий Белютин. Его судьбу не назовешь солнечной, хотя именно он сыграл важную роль в борьбе художников за новое искусство, не понятое и не принятое советским правительством.

А ведь его жизнь могла сложиться совсем иначе, если бы он не проиграл свое первое сражение. В 1941 году 16-летий Элий ушел на войну добровольцем, но был контужен и демобилизован. В 1942 он поступил в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова. Затем Белютин учился в аспирантуре на кафедре живописи и рисунка Московского педагогического института. С 1950-х начал преподавать — в Московском товариществе художников, в Студии инвалидов Отечественной войны, в Институте повышения квалификации художников-графиков... А в 1954 году организовал «Экспериментальную студию живописи и графики» при горкоме художников книги и графики, которая арендовала помещение в Доме учителя. Именно там, на Большой коммунистической, в конце ноября 1962 года Белютин организовал выставку, где представил экспрессивные и абстрактные работы разных художников. На открытие присутствовали иностранные журналисты, которые широко освещали вернисаж в своих изданиях и на ТВ. Власть быстро отреагировала, но художники успели вывезти работы.

На следующий день 1 декабря они появились на втором этаже «Манежа», где открылась выставка «Новая реальность», организованная Белютиным. Кстати, предложение показать художников-авангардистов поступило Элию Михайловичу от официальных лиц из министерства культуры. Белютин не понимал, что это ловушка. Открытие посетил Никита Хрущев вместе с руководителями советского правительства и КПСС. Никита Сергеевич с утра был не в настроение, ведь за день до открытия ему доложили о разоблачении группы гомосексуалистов в издательстве «Искусство», написал в своих воспоминаниях художник один из участников выставки художник Леонид Рабичев. «Педерасты проклятые», — кричал Хрущев, глядя на абстрактные картины. Все картины студии Белютина были сняты. А он сам на долгие годы попал в художественный «черный список», как и художники Борис Жутовский, Эрнст Неизвестный и Вера Преображенская.

Однако эта история стала своего рода триумфом для Белютина. Через некоторое время его стали приглашать на зарубежные выставки — в Италию, Германию, США, Бельгию, Англию, Францию. В 1969 году художник получил золотую медаль Итальянской Академии современного искусства «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение». Но Белютин не только продолжал писать картины в своей мастерской на даче в Абрамцево, он писал и монографии. А главным его трудом стал трактат «Теория всеобщей контактности», который ему удалось опубликовать уже в России в 1991 году. В основе белютинской системы обучения, которую он изложил в книге, лежала идея о том, что искусство — «главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой». К этому времени творчество художника эволюционировало от экспрессионизма до абстракции, лишенной предметности.

Последняя громкая премьера Белютина состоялась в прошлом году, когда мастеру исполнилось 85 лет. К юбилею организовали его ретроспективу в Нью-Йорке, а все средства, полученные от выставки, были переданы Историческому музею (ГИМ). Вместе с ними Элий Михайлович передал ГИМу 23 своих произведения. Самые свежие из них датированы 2008 годом.

 





Партнеры