Путин объявил рекламную паузу

Чем грозит предложение премьера убрать рекламу с государственных каналов

29 февраля 2012 в 20:21, просмотров: 3165

29 февраля на встрече с доверенными лицами, лидерами Общероссийского народного фронта и политологами премьер-министр и кандидат в президенты РФ Владимир Путин призвал «очистить» государственные телеканалы от рекламы. Отметив при этом, что они за счет нее живут.

Путин объявил рекламную паузу
фото: Александр Астафьев

Владимир Путин заявил: «Очень многие российские СМИ работают только ради рекламных бюджетов. Это побуждает их к тому, чтобы все там было: или убили кого-то, или изнасиловали, то ли что-то украли, то ли сожгли. К сожалению, это тоже воспитывает вкус». Тем не менее, по мнению Путина «совершенно очевиден спрос на хорошую, качественную продукцию у людей». «Подавляющее большинство граждан наелись криминалом и чернухой. Нам нужен другой контент на государственных телеканалах. Нужно очистить их от рекламы», — добавил премьер-министр.

Но если убрать финансирование от рекламы, как предлагает Владимир Путин, то его нужно заменить чем-то другим. А конкретно — бюджетным финансированием, то есть деньгами налогоплательщиков. Подобные проекты уже были. Одним из первых идею создания общественного телевидения в России выдвигал телеведущий Владимир Познер. Летом 2011 года эту идею поддержал президент РФ Дмитрий Медведев, а уже в декабре он поручил разработать концепцию общественного телевидения в послании федеральному собранию. Над концепцией общественного вещания одновременно работали две группы: одна при президентском Совете по правам человека, а другая — на базе министерства связи.

К концу февраля обе группы представили свои концепции. Группа под руководством председателя президентского совета Михаила Федотова предложила финансировать общественное телевидение из государственных и частных источников. В числе негосударственных источников также называлась реклама, объем которой, как говорилось в проекте, не должен превышать 10% от эфирного времени. Авторы второй концепции предложили финансировать общественное вещание из доходов от целевого капитала, который формируется из частных пожертвований.

В настоящее время, по мнению ряда экспертов, доля рекламы составляет 20-25% эфирного времени. А совокупный рекламный доход государственных телеканалов от рекламы превышает $1,2 млрд. в год. Вот эти деньги — 36 млрд. руб. в год — и предполагается взять у налогоплательщиков или у мифических «жертвователей».

Заметим, что ограничение или запрет коммерческой рекламы на государственном ТВ — не российское изобретение. В Великобритании она запрещена, но с владельцев телевизоров берут плату (особый налог). Президент Франции Николя Саркози грозился полностью убрать рекламу с государственных телеканалов к 2013 году. Парламент воспротивился, и пока удалось только ограничить время рекламы 5% всего эфира. В США наличие рекламы на государственном телевидении сильно зависит от законов отдельных штатов. Вплоть до того, что в некоторых штатах CNN идет с черными заставками (реклама там запрещена). Так что, мировой опыт как будто говорит в пользу инициативы премьер-министра Путина. Вот только российский бюджет гораздо меньше бюджетов развитых стран. И полное финансирование государственных телеканалов вряд ли потянет.

Павел Чувиляев

 Комментарий

Тележурналист Николай Сванидзе: «Отказ от рекламы станет катастрофой для телеканалов»

- Я думаю, Владимир Владимирович Путин выступил прежде всего в предвыборных целях, то есть это заявление политическое. Потому что если представить, что ВГТРК, а также Первый канал, где контрольным пакетом акций владеет государство, откажутся от рекламы и перейдут на бюджетное финансирование – это для них станет практически катастрофой.

Да и откуда взять столько денег из госбюджета? Рекламные деньги уходят на техническую оснащенность передач, контент. Если же эти каналы не получат должного финансового обеспечения, то они окажутся в гораздо более невыгодном положении, чем остальные телекомпании, имеющие иную форму собственности. И еще хочу сказать, что деньги от рекламы никак не влияют на показ чернухи. Телевидение вообще не должно быть черно-белым, а должно показывать жизнь такой, какая она есть на самом деле. Неужели кто-то думает, что если посадить госканалы на бюджет, то тогда мы будем видеть всё исключительно в светлых тонах, а во всех передачах – одна лишь битва за урожай и колосящуюся рожь. Так было когда-то в советской программе «Время», но эта программа (не по названию, а по сути) ушла вместе с Советским Союзом.

Александр Мельман





Партнеры