Красная Шапка почернела в ретро

Французская фотохудожница переосмыслила сказку Шарля Перро

Что было бы, если Красная Шапочка шла к бабушке не через лес, а пробиралась сквозь городские джунгли? Оказавшись наедине со своими страхами, с тенями и пустынными улицами, Шапочка... почернеет, уверена фотограф и кинорежиссер Сара Мун. В фотоистории француженки Мун, созданной в стиле ретро, героиня сказки Шарля Перро совсем не такая смелая; она — загадочная и одинокая. Убедиться в этом можно сегодня на открытии «Фотобиеннале-2012» в Мультимедийном арт-музее, где стартует проект «Черная Шапочка» самой известной фотосказочницы Франции Сары Мун.

Французская фотохудожница переосмыслила сказку Шарля Перро

Одинокая маленькая девочка кажется беззащитной Дюймовочкой рядом с толстыми стволами вековых дубов в темном-темном лесу. Но стоп, присмотритесь: это не настоящий фон, а только искусственный рисунок. На самом деле наша героиня стоит в центре ночной улицы, которую, кажется, давно не убирали от листьев и городского мусора. С этого кадра начинается история Черной Шапочки. Именно так назвала волшебница черно-белой фотографии Сара Мун свою очередную «сказочную» серию. Загадочную, пугающую и пронзительную. Впрочем, как и предыдущие. Проект «Черная Шапочка», которым стартует «Фотобиеннале-2012», продолжает цикл фотографий, нестандартно иллюстрирующих сказки Шарля Перро. Раньше Сара Мун уже дала собственную трактовку классическим сказкам: ее «Красная нить» рассказывала историю Синей Бороды, «Цирк» — девочки со спичками, «Русалка Одервиля» — Русалочки. Однако «Черная Шапочка», пожалуй, самая автобиографичная из всех этих историй. Ведь и самой Саре довелось столкнуться со своими страхами на мощеных европейских улицах...

Жизнь Сары Мун началась с войны: она родилась в 1941 году. Как сумели сохранить жизнь новорожденной родители, чудом эмигрировавшие в Великобританию, — загадка. Но когда девочка подросла, поработала фотомоделью, а потом и сама увлеклась фотографией, она почему-то ударилась не в набирающую популярность в 60-е панк-культуру и иное современное тому времени течение — Мун погрузилась в прошлое. Ее увлек стиль размытый и нечеткий — ретро, эпоха которого, как тогда казалось, осталась в начале ХХ века.

Саре Мун удалось вдохнуть свой особый дух в фотографии: героини получались нежными и хрупкими, а герои — холодными и чарующими. Первая выставка ее снимков прошла в Нью-Йорке в 1983 году и быстро завоевала симпатии публики. Через десять лет она триумфально будет открывать свою ретроспективу в Национальном центре фотографии в Париже.

Волшебные миры Сары Мун рождаются в фотолаборатории, в «темной комнате», где Сара вручную печатает, как это делали ее предшественники на рубеже XIX и ХХ веков, и дорабатывает снимки. Она всегда использует черно-белую пленку, сознательно лишая себя цветовой палитры, кажется, так необходимой светлым сказкам Шарля Перро. «Цвет» добавляют оригинальные тексты из сказок писателя: каждому снимку на выставке соответствует отрывок, выбранный Сарой.

Страсть к цитированию, к документальности не случайна в работе Мун. Как кинорежиссер она сняла немало документальных лент, в том числе о фотолегенде Анри Картье-Брессоне. И все-таки главное для нее — то пугающее волшебство, которым она занята во время сотворения сказочно-страшных историй.

Выставка организована при поддержке Ahmad Tea.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру