Путин посулил Москве музей современного искусства

А Пушкинскому музею — депозитарий

11 марта 2012 в 20:52, просмотров: 5071

11 марта Владимир Путин встретился с министром культуры Александром Авдеевым, чтобы обсудить насущные музейные дела. Первостепенные среди них, по мнению министра, — строительство масштабного музея современного искусства, аналога парижского «Центра Помпиду» или нью-йоркского МоМА, и депозитария для Пушкинского музея, который готовится отметить вековой юбилей.

Путин посулил Москве музей современного искусства
Проект Государсвеного музея современного искусства, созданный для строительства здания на Зоологической улице. Новое здание не сильно будет отличаться от первоначального проекта - в размерах и деталях, сообщил "МК" директор ГЦСИ Михаил Миндлин.

11 марта Владимир Путин встретился с министром культуры Александром Авдеевым, чтобы обсудить насущные музейные дела. Первостепенные среди них, по мнению министра, — строительство масштабного музея современного искусства, аналога парижского «Центра Помпиду» или нью-йоркского МоМА, и депозитария для Пушкинского музея, который готовится отметить вековой юбилей.

Необходимость строительства масштабного государственного центра современного искусства назрела давно. Без такого музея новой культуры, как выразился Александр Авдеев, «не может быть великой страны». Постановление об учреждении музея подписано, даже проект готов. Создавался он, правда, под конкретную территорию — планировалось, что новый многоэтажный музей займет место уже существующего небольшого здания Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), спроектированного архитектором Михаилом Хазановым и открытом в 2004 году. За проект многоэтажного арт-центра тоже взялась мастерская Хазанова. Но затем было решено, что на Зоологической музею будет тесновато.

Этим летом было подписано постановление об учреждении музейно-выставочного комплекса ГЦСИ, деньги выделены, вопрос о его новом месторасположении сейчас решается, — говорит «МК» директор ГЦСИ Михаил Миндлин. Он и сам участвует в проектировке арт-центра.

- Правда, что музей уже решили построить в районе метро «Бауманская»?

- Да, обсуждался такой вариант. Но там земля до конца не оформлена в собственность. Вопрос с местом пока открыт. На Зоологической улице были проблемы, которые решить не представляется возможным: близость жилых домов, минимум точек обзора нового здания (полноценно оно было бы видно только с территории Зоопарка), сложная схема подъезда к музею... Все, чего не хватает этому месту, должно быть в новом. Когда будет найдено новое место, мы подкорректируем существующий проект, но он не изменится глобально. Если бы он вырос на Зоологической, то занял бы 28 тысяч квадратных метров, на новой территории он будет еще больше.

- Какие задачи перед собой ставит такой музей? Что нужно, чтобы он был не хуже нью-йоркского МоМА?

- Полномасштабного музея современного искусства в Москве сейчас нет, а ведь не один мегаполис не обходится без такого арт-центра. Наша задача — формирование коллекции и постоянной экспозиции мирового современного искусства. Поэтому здание должно включать разноформатные площади для постоянных и периодических экспозиций. Современное искусство междисциплинарно — сейчас, порой, сложно прочертить границу между перформансом и экспериментальным танцем. Поэтому должны быть трансформирующиеся залы. И конечно, информационный центр с медиотекой, которая включит в себя библиотеку, фототеку, кинотеку, печатную продукцию разного рода... Необходим научно-информационный и образовательный блок — ведь музей ставит просветительские задачи. Обязательно должны быть площадки для работы с детьми, где специалисты будут развивать креативное сознание детей и других групп населения. Такие центры должны быть в городе, и большинстве мегаполисов их несколько.

Кроме государственного арт-центра современного искусства в Москве скоро появится крупный частный музей. В него с легкой руки Шалвы Бреуса, президента культурного фонда «Артхроника» и основателя некоммерческой награды в области современного искусства Премии Кандинского, превратится после реконструкции кинотеатр «Ударник». Не за горами и открытие центра современной культуры «Гараж», который этой весной должен возродиться после переезда с улицы Образцова. Не стоит забывать, что в столице не первый год успешно работает Московский центр современного искусства (ММСИ). Он занимает несколько площадок в разных точках города, в основном в старинных особняках. Разобщенность территории музея — одна из основных проблем арт-центра, который возглавляет Василий Церетели

- То, что наши помещения рассредоточены по Москве — для многих посетителей проблема, человек не может сразу все посмотреть, — рассказал «МК» Василий Церетели. — Так что у нас в планах — строительство нового здания. Для полноценного музея необходимо — это мировая норма — минимум 25 тысяч квадратных метров площадей. Это учебная часть, хранилища, научная лаборатория, детский центр, кафе, рестораны, библиотека, выставочные залы. Тогда можно принимать большой поток людей. Первое масштабное предложение нового музея ГЦСИ, к счастью, одобренное, надеюсь закончится реальным строительством — проект прекрасный, я видел. Это дает надежду и нашему музею, акцентирующую свою деятельность на формировании коллекции российского современного искусства.

Еще одной темой беседы Путина и Авдеева стало место строительства депозитария ГМИИ им. Пушкина, который в этом году собирается отметить свое столетие. Ранее министр культуры предлагал построить депозитарий в иннограде «Сколково». Почему бы не сделать так, как сделал «Эрмитаж», который построил масштабный депозитарий на окраине Петербурга в «Старой деревне»? Однако директор Пушкинского музея Ирина Антонова выступила против идеи удаления хранилища от музея. Она объяснила «МК» свою позицию так:

- Мы категорически против этого! Эрмитаж сделал, а музей Пушкина не будет так поступать! Причина проста — в Эрмитаже миллионные коллекции, у нас около 700 тысяч единиц. Из них много мелкого материала — вы понимаете, что такое нумизматика? И основная часть коллекций — графика и нумизматика. Это материалы научного изучения, они должны быть в музее.

Владимир Путин, похоже, поддерживает Ирину Александровну. Министру культуры он сказал так: «Попросил бы вас прислушаться все-таки к мнению самих музейных работников, директора музея».

 



Партнеры