Кремль гонит волну

Три версии новой приватизации

Накануне большого предвыборного сезона российские власти задумали провести вторую масштабную кампанию по приватизации крупнейших российских компаний. До 1 августа будет подготовлен и обнародован соответствующий график. На кону — около 90 млрд. долларов. Именно столько хотят выручить чиновники к 2015 году от распродажи компаний, банков, портов. “МК” решил выяснить причины этого смелого и, надеемся, своевременного решения.

Три версии новой приватизации

Выступая на завершившемся Петербургском экономическом форуме, президент Дмитрий Медведев потребовал от правительства скорректировать до 1 августа список “большой приватизации”, запланированной на 2011–2015 годы. Премьера Владимира Путина обязали не только расширить перечень госАО, чьи акции будут выставлены на продажу, но посоветовали решительнее избавляться от контрольных и блокирующих пакетов госпредприятий и банков.

Сама по себе инициатива президента не может не вызвать одобрения — государство уже задыхается под тяжестью своей собственности, достигшей половины всех национальных активов. Однако не ясно, как правительство будет избавляться от излишков. Существует опасность, как это уже бывало неоднократно, что место госмонополий займут частные. Что положение дел не изменит, если не ухудшит. Есть также подозрение, что наиболее лакомые куски госсобственности могут достаться бизнесменам, близким к нынешнему правительству.

История вопроса

Идея второй “большой приватизации” вышла на поверхность ровно год назад, во время обсуждения основных параметров проекта бюджета-2011 и бюджетной трехлетки до 2013 года включительно. Нынешних ценовых высот на нефтерынке тогда еще не ждали. Поэтому в Минфине исходили из того, что дефицит федерального бюджета в этом году дойдет до 3,6% ВВП. Это сейчас ясно, что он может не превысить и 1% (после весенних поправок официально — 1,3% ВВП). Или даже вообще опуститься до нуля. Но год назад ведомству Алексея Кудрина приходилось искать любые деньги для покрытия бюджетной недостачи. Во всяком случае, на публике озвучивалась именно эта версия. На ее подтверждение играло и то количество акций госкомпаний и госбанков, которые первоначально выставлялись на продажу: в среднем от 10% до 15% (речь шла первоначально о десяти крупных госАО).

И даже после последующих уточнений максимум, на что до сих пор мог рассчитывать рынок, так это 100% акций “Объединенной зерновой компании” и по 50%”Совкомфлота” и “Росагролизинга” (минус одна акция, чтобы у новых совладельцев не было контрольного пакета). Самая же востребованная на рынке госсобственность выставлялась на продажу куда скромнее. Так, ЦБ готовится расстаться лишь с 7,58% акций Сбербанка, а правительство — с 25% минус одна акция Россельхозбанка, “Роснефти” и РЖД. ВТБ повезло больше. Всего уйдет с молотка 35,5% акций до 2013 года включительно, а в начале этого года 10% уже было реализовано ряду иностранных инвесторов за 95,3 млрд. рублей. В результате одним из крупнейших миноритариев Госбанка стала американская инвесткомпания TPG Capital, вложившая в ВТБ $100 млн. (кстати, американцы вполне могут оказаться и покупателями акций Сбербанка).

Иными словами, если не считать зерновую госмонополию, государство не собиралось выпускать из рук контрольные и даже в большинстве случаев блокирующие пакеты акций. Поэтому на большие деньги и не рассчитывали. За все эти богатства планировали выручить сущие пустяки — сначала совсем уж “смешные” 700–800 млрд. рублей, потом аппетиты возросли до 1–1,5 трлн. рублей. Так, в этом году ждали всего-то 298 млрд. рублей. На покрытие уже половины бюджетного дефицита этого вполне бы хватило. Тем более что Алексей Кудрин в интервью “МК” (см. номер от 12 октября 2010 г. ) подчеркивал, что ждать ценового роста на рынке акций до 2014–2015 г. не стоит. И поэтому придется продавать по той цене, по какой купят. Ждать же у моря погоды непродуктивно, так как государство уже изнывает под тяжестью накопленной собственности — до 50% от всех отечественных активов и не может уже ими эффективно управлять.

Впрочем, последний кудринский аргумент вначале не превалировал в ходе правительственных дискуссий. Все же важнее было закрыть дыру в бюджете, а не добиваться роста эффективности госуправления.

Корона в обмен на золото

Версия № 1. Медведев и Путин просто договорились: первому — царская корона, второму — через друзей-олигархов активы по сходной цене. Тогда понятно, зачем президент резко обострил ситуацию и потребовал от правительства не только ускорить темпы “большой приватизации”, но и избавиться от контрольных и блокирующих пакетов. Иначе зачем накануне президентской гонки затевать сеанс неслыханной щедрости?

Ряд причин ускорения второй после залоговых аукционов волны приватизации лежит на поверхности и при любом раскладе будет иметь свое место. Во-первых, что, надеюсь, всем ясно, блокирующий, а тем более контрольный пакет акций стоит дороже, чем несколько процентов. Не случайно помощник президента Аркадий Дворкович поспешил уточнить, что в ближайшие три-четыре года продавать госакции нужно минимум по 450 млрд. в год. А по словам замминистра экономического развития Александры Левицкой, уточненный план на этот год уже не 298 млрд. рублей, а все 500. А это значит, что к 2015 году власти выручат от приватизации крупнейших госкомпаний до 2–2,5 трлн. рублей. Для сравнения: это четвертая часть доходной части федерального бюджета-2012.

Во-вторых, Медведев в последнее время не устает повторять, что госкапитализм — не наш выбор и что характерная для него экономическая модель безнадежно устарела. Пока это только слова. На деле правительство преспокойно продолжает проводить в жизнь практику госкапитализма. Достаточно вспомнить попытки (причем неудачные) Владимира Путина командовать бензиновыми ценами.

Но если Медведев действительно выставит на продажу государственный крупняк в полном объеме да еще накануне выборов, то это будет дорогого стоить. Госкапитализм тогда действительно даст течь.

Впрочем, даже при самом благоприятном развитии событий все будет зависеть от механизма продаж. Пока мы имеем два примера. ВТБ отдал свои 10% задорого и известным иностранным инвесторам. Что помимо прочего сулит ускорение проникновения на зарубежные рынки капиталов. И, наоборот, приобретение Банка Москвы тем же ВТБ прошло скрытно. В результате сейчас выяснилось, что на санацию новой “дочки” ВТБ придется дополнительно выложить 250 млрд. рублей.

Представители Минэкономразвития полагают, что акции госкомпаний за редким исключением должны размещаться на отечественных площадках. А вот здесь может быть и зарыта собака. Умение наших коммерческих структур, используя аффилированные структуры, скорректировать в ту или иную сторону даже биржевую цену, хорошо известно. Нефтепродукты, например, как выяснил ФАС, на биржах продаются с выгодой только для нефтемонополистов.

Иными словами, существует опасность, что госсобственность по дешевке разойдется по приближенным бизнесменам, как это уже неоднократно случалось в истории российской приватизации. И тогда госмонополизм заменят на частный. Что еще хуже.

Однако пока “большая приватизация” — это политический козырь в руках у Медведева. Но и Путин, если он не пойдет в президенты, также не проиграет. Хорошо известны его связи с потенциальными покупателями госсобственности: “Газпромом” (его на продажу не выставляют), “Газпромнефтью” и группой председателя совета директоров питерского банка “Россия” Юрием Ковальчуком.

Так что на поверхности и чисто конспирологическая версия “большой приватизации”. Медведеву — политические “фантики”, а Путину — деловые “конфетки”.

Поиск союзников

Версия № 2. Отношения Медведева и Путина испортились. И окружение президента подталкивает его объявить о своих политических амбициях. Для этого смелого поступка, разумеется, нужны большие деньги и влиятельные богатые союзники. Поэтому проанонсированная распродажа самых сладких кусков российской экономики может выглядеть отличным приглашением для потенциальных союзников. Особенно если передача активов пройдет за закрытыми дверями по “демократическим” ценам.

Сразу после форума в интервью Financial Times президент Дмитрий Медведев даже укрепил данную версию. По его мнению, “любой президент обязан хотеть баллотироваться на новый срок. Но сценарий, при котором в 2012 году на президентских выборах баллотировались бы и он, и премьер-министр Владимир Путин, был бы не лучшим для страны”. Это заявление может оказаться просто политическим маневром, чтобы выиграть время и собрать силы для решающего рывка.

При этом глава государства признал, что “ясность с тем, кто станет кандидатом от власти на выборах, в случае с Россией важна для инвесторов”. А вот этой ясности как раз и не хватает. Не случайно на форуме в Петербурге ведущие акулы бизнеса прямо говорили Медведеву, что для развития дела в России им нужно только одно — предсказуемость.

Сальто Лужкова

Версия № 3. Путин решает очередную проблему руками Медведева. Предположим, премьер решил провести приватизацию в интересах своих друзей-бизнесменов, но формально инициатором большого передела федеральной собственности является президент.

В пользу жизнеспособности этой версии говорит недавно проведенная изящная комбинация по отставке столичного градоначальника Лужкова. Ведь вряд ли такой опытнейший политик, как Юрий Лужков, решился бы в одиночку на критику действий президента. Вот только обещанной помощи он, похоже, так и не дождался.

Какой из указанных выше сценариев окажется ближе к истине, покажет время. Но уже сейчас понятно, что российские элиты вступают в новый этап борьбы по переделу государственной собственности. И эта период не сулит ничего хорошего ни российской экономике, ни обычным российским гражданам.

Мнения экспертов:

Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН:

— Конечно, приватизация, в абстрактном понятии, всегда лучше. Но мировая история показывает, что в разные времена были разные подходы к этой проблеме. Частная монополия может быть еще злее государственной, особенно когда речь идет о каких-то ключевых отраслях, приносящих основной доход стране. У меня нет ощущения, что частная “Роснефть” будет работать прозрачнее и эффективнее, чем “Роснефть” государственная. Не очень понятны и состав покупателей, и цена, по которой власти будут продавать свои объекты, ведь в условии глобальной приватизации очень похоже, что их стоимость будет существенно занижена. Нам надо заботиться в первую очередь о конкуренции предприятий, а не о статусе собственника.

Георгий Воронков, аналитик “Инвесткафе”:

— Решение о приватизации было озвучено президентом на форуме в Санкт-Петербурге по двум причинам. Во-первых, накануне предвыборной кампании выросли социальные расходы, и властям нужны деньги, чтобы исполнить свои обязательства. Во-вторых, власти хотят повысить инвестиционную привлекательность российской экономики. Для всех очевидно, что государство неэффективно управляет компаниями, бизнес зачастую строится на личных связях с чиновниками. Поэтому провозглашенный курс на распродажу госпакетов акций крупных компаний является своего рода сигналом для зарубежных частных фондов, работающих в нашей стране. Однако ожидать до выборов президента большого передела собственности, на мой взгляд, не стоит. Скорее всего заявление Медведева — это декларация о намерениях. До весны следующего года будут продаваться только небольшие пакеты акций, необходимые для пополнения бюджета. Государство сохранит контроль над стратегически важными компаниями. А передача активов в частные руки будет проходить долго и постепенно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру