В ближайшее время парламент рассмотрит вопрос создания временной специальной комиссии по вопросам проведения конституционной реформы. Участие в ней примут представители всех фракций Верховной Рады Украины. Цель работы комиссии - подготовка текста изменений к Конституции Украины, «которые сбалансируют отношения между ветвями власти и введут парламентско-президентскую республику».
При Ющенко Укриана уже была парламентско-президентской. Но Закон 2004 года был признан неконституционным решением Конституционного суда 30 сентября 2010 года. То есть уже в первый год президентских полномочий Виктора Януковича. После чего полномочия президента Януковича усилились, а Украина вернулась к президентско-парламентской форме правления.
Немалая часть украинцев, включая политологов «среднего звена», убеждены: конституционная реформа 2004 года была навязана «коварной Россией», дабы лишить побеждающего на президентских выборах Виктора Ющенко властных полномочий и нивелировать тем самым результат «оранжевой революции». Смею возразить: предыстория появления закона уходит своими корнями… в 2000 год. Когда в Украине никто не верил в результативность всенародного протеста.
Идеологом и главным вдохновителем конституционной реформы считается Виктор Медведчук, тогдашний первый вице-спикер Верховной Рады, перешедший к Леониду Кучме главой его администрации. Окружение Леонида Даниловича стало задумываться о путях и методах продления срока его властных полномочий. Более-менее удобоваримым представлялось введение политреформы, с сокращением властных полномочий президента страны и передачей оных премьер-министру ,которым, как нетрудно догадаться, мог стать только Леонид Данилович.
Но эти изменения к Конституции вступили в силу лишь с января 2006 года. И вскоре политологи заговорили уже не о стройной президентской вертикали, а об образовании целых трех центров власти!
Президент Виктор Ющенко контролировал внешнюю политику и проблемы безопасности. Зато в части принятия решений во внутриэкономической и социальной политике центр власти переместился к правящей парламентской коалиции. Премьер-министр, согласно конституционной реформе, превратился в “главного реализатора” этой политики.
- Конституция Украины в редакции 2004 года не является совершенной, - сказал «МК» известный юрист-конституционалист, депутат ВР многих созывов Юрий Ключковский. – До сих пор памятны конституционные конфликты, то и дело вспыхивавшие в Украине в период действия изменений к Основному Закону. Как мне представляется, возможный возврат к Конституции 2004 года не может быть стабильным. Он должен быть лишь временным шагом, который открывает обществу путь безопасного развития, повышает взаимное доверие сторон и дает возможность заняться разработкой новой редакции Конституции. А она должна избежать как недостатков Конституции 1996 года, так и Конституции 2004 года. В настоящее же время необходимо искать такой путь выхода из политического кризиса, который позволил бы успокоить общество и дал бы определенные гарантии мирного развития государства. Парламентский способ формирования правительства способен это обеспечить.
Украинские политологи, впрочем, не верят в благие намерения Виктора Януковича уступить даже малую толику своей неограниченной власти. Недоверие общества к власти нынче достигло апогея. В этих условиях полное соблюдение конституционной процедуры - рассмотрение Радой изменений к Конституции в двух чтениях, на двух сессиях, с непременным выводом Конституционного суда относительно них – практически невозможно. Ни Майдан, простоявший 2 с лишним месяца, ни украинское общество не намерены ждать еще 6 месяцев.
Возможно, политики пойдут по какому-то более короткому пути. К примеру, Конституционный суд «исправит» свое же решение от 30 сентября 2010 года. Либо Верховная Рада путем принятия отдельного законопроекта сама вернет страну к Конституции 2004 года.
Смотрите видео: Французский художник установил на Майдане мраморную скульптуру «Новая Украина»