В Египте строят Великий Музей

А антикварная мафия грабит провинцию

13 марта 2012 в 20:58, просмотров: 1945

Похоже, египтяне, наконец, сделали выводы из всех своих восстаний и революций: музеи — что бы ни случилось — надо спасать любой ценой. Это касается и старого Каирского музея, по периметру которого ныне всегда стоит армия, и нового полуподземного Великого Египетского музея (а откроют его осенью 2015-го): там, в случае чего, вообще легко заблокировать целый кусок Гизы... Кстати, в понедельник Великий Египетский вступил в завершающую третью стадию строительства — заложен камень уже в его экспозиционные площади.

В Египте строят Великий Музей
фото: Александр Астафьев

Сегодня для «культурного» Египта сохранность археологических объектов — самый актуальный вопрос. Отмотаем историю на год, в январь 2011-го: близ площади Тахрир, на которой расположен каирский музей древностей, горело здание правящей партии Мубарака. Для тушения подогнали пожарные машины. Так вот, одну из этих машин остроумно угнали воры, чтобы по длинной лестнице, пробив стеклянную крышу, проникнуть в музей. Причем, в прессе был нарисован образ неких обезумевших гопников, тащивших всё, что попадало под руку... Увы, позже выяснилось, что «чудесную» шайку-лейку возглавлял один из чиновников правящей партии, а непосредственно грабили — переодетые, на тот момент действующие (!), охранники музея.

К чести персонала — никто из смотрителей и ученых участия в расхищении не принимал. Напротив, для людей науки стало трагедией, что двое суток их не пускали в музей. Потом они, разумеется, составили полный список потерь. Позже многое вернули сами воры методом подкидывания, ибо продать это невозможно. Последняя находка датируется январем 2012-го: бронзовую «кошачью» статую Бастет конфисковали при попытке продажи. В числе ненайденных значимых (а это порядка 30 экземпляров) вещи из гробницы Тутанхамона, один известный портрет Нефертити, — всё это, безусловно, большие потери и большая боль.

— Теперь, по счастью, при Каирском музее много военных, — комментирует «МК» известный египтолог, президент ассоциации «Маат» Виктор СОЛКИН, — и во время любых волнений на Тахрире (не важно: мирных — не мирных) музей сразу перекрывается.

— Главное то, что среди самих египтян много людей, кому не наплевать на прошлое своей земли...

— Разумеется, таких людей немало. Они-то и стояли в живом оцеплении вокруг Каирского музея в самый жаркий момент...

Если с Каирским музеем ситуация более менее ясна, то с провинцией дела плохи. На все некрополи армии не хватает. И сейчас американские, французские историки бьют тревогу — масштабы почище Каирского: и безо всяких революций продолжается целенаправленное разворовывание археологических очагов в Среднем Египте, далеко от «культурных центров».

— В Египте орудует целая антикварная мафия, — рассказывает г-н Солкин, — мне непонятно, почему об этом у нас не пишут? Посмотрите на абсолютно страшную фотосъемку отважной американки Кэрол Редмаунт, полевого директора раскопок в Эль-Хибэ. Причем, местная полиция ее пыталась не пустить, но она подкупила охрану, выехала одна на раскопки и сняла живых грабителей, которые посреди бела дня вытаскивали саркофаги.

На фото — шахты глубиною до 15 метров, вырытые крупной техникой; валяются разбитые саркофаги, разрозненные куски мумий, ужас. А позавчера вообще был случай: черные археологи из своего собственного дома (это уже в другом, но столь же отдаленном городе) копали в некрополь проход, так у них взорвался генератор, и десятерых просто засыпало заживо. Редмаунт обратилась в ЮНЕСКО, сейчас весь мир кипит, думают — как теперь с этой напастью бороться.

Теперь о приятном: через три года в Гизе откроется новый грандиозный Великий Египетский музей — один из самых крутых музеев мира, в надземное основание которого в понедельник был заложен камень. Виктор Солкин недавно был там и всё видел своими глазами:

— Речь идет о третьей стадии строительства. Музей располагается по дороге на Александрию, прямо в срезе плато Гизы, в нескольких километрах от пирамид. В элитном районе, где стоят дорогие виллы.

— А что значит «в срезе»?

— Здание будет по большей части подземным, расположенным внутри плато, внутри известковых пород, дом как бы вмонтирован в скалу. По проекту (европейскому, кстати) будет создан фасад из полупрозрачного алебастра, а перед ним — парк.

— А что уже есть?

— Во-первых, огромные действующие подземные лаборатории, во-вторых, гигантское хранение, куда перевезено несколько десятков тысяч вещей. Великий Египетский станет Музеем шедевров. Туда войдут содержимое гробницы Тутанхамона, знаменитая гробница прадеда и прабабки Тутанхамона, гробница матери царя Хеопса, то есть самые знаменитые блоки экспозиции нынешнего Каирского музея.

— А Каирский в связи с этим «обеднеет», получается?

— Нет. Он пройдет через реставрацию и там будет музей Истории египтологии.

— Кстати, почему там были сделаны стеклянные потолки более ста лет назад?

— Естественное освещение. Очень интересно: первые экспонаты стояли как бы в райском саду среди многочисленных растений. Потом эта идея сошла на нет из-за обилия памятников, которые туда свозились. Но вернемся к Великому Египетскому: уже многое из экспонатов Каирского снято и вывезено в Гизу, ведь в Гизе, понятно, египтянам нужна сенсация.

— А кто донор, кроме Каирского музея?

— Ну как же, по стране в национальных хранилищах есть множество вещей, которые доселе видели лишь нашедшие их археологи. Так вот, порядка 40 000 единиц уже в подвалах Гизы. Сейчас, повторюсь, строят экспозиционную часть, зал, перегородки, стенки, планы на конгресс-холл. Кстати, новый музейный штат уже работает.

— К осени 2015 года успеют?

— Это похоже на правду, потому что две трети уже есть. Понятно, что музей для правительства в приоритете. Но не надо путать — говорю для журналистов — Великий Египетский музей и Музей египетской цивилизации в Старом Каире, который сейчас сдается (проходит завершающую отделку).

— Львиную часть из 550 млн. долларов на строительство дали японцы — почему бы это?

— Потому что Древний Египет безумно популярен в Японии. Мало кто знает, что в Японии есть своя потрясающая коллекция египетского искусства. Постоянно проходят выставки. К тому же, в 80-е годы, с помощью георадаров была найдена вторая ладья Хеопса (деревянный ритуальный корабль). Так вот нашли его японцы, которые сейчас активно заняты реставрацией. И эти ладьи тоже войдут в экспозицию. То есть японцы не только финансируют, но и вовлечены в реставрационный сектор.

— Слышал также, что под высоченными атриумами Великого Египетского разместятся статуи гранитного Рамзеса Великого и жены Рамзеса Второго?

— Это так, музей, по сути, их спасет. Потому что прежде они стояли под открытым небом, страдали от птиц... У царицы, жены Рамзеса вообще аналогов нет — там даже следы росписи остались на теле и губах.

— Но и самый волнующий нас вопрос: там-то как будет с безопасностью? Где гарантии?

— Гиза — отдаленный пригород Каира, и эта зона площади Рамайя просто может быть перекрыта в любой момент и никого не пустить. С точки зрения любой беды — идеальное место. Волнения же идут, в основном, на Тахрире.

 




Партнеры