Путин отчитается перед Медведевым?

Что говорит закон об отношениях президента и премьера

11 декабря 2007 в 19:04, просмотров: 1435

Как на практике сложатся отношения нового президента и премьера — узнаем весной. А что говорит об их “взаимном статусе” Конституция?

Президент дает масштабные полномочия главе государства в том, что касается правительства. Согласно статье 83, президент может принять решение об отставке кабмина, причем в любой момент. Глава государства имеет право председательствовать на заседаниях правительства, по предложению премьера назначать и освобождать от должности вице-премьеров и федеральных министров, а премьер обязан отчитываться перед ним о работе кабмина.

Хотя по Конституции президент находится над тремя ветвями власти, он непосредственно руководит министерствами и ведомствами в сфере обороны, безопасности, внутренних дел, предотвращения чрезвычайных бедствий, а также в области юстиции и иностранных дел. При этом они отчитываются как перед президентом, так и перед правительством.

В случае досрочной отставки гаранта Конституция дает право временно исполнять его обязанности именно премьеру. Правда, с ограничениями: и.о. в отличие от президента не имеет права распускать парламент, назначать референдум и вносить предложения об изменении Конституции.

Главный закон страны обязывает правительство слагать свои полномочия перед новым президентом. Сам новоиспеченный глава государства в течение двух недель после вступления в должность должен внести в Госдуму предложение о кандидатуре премьера, а тот, в свою очередь, не позднее недельного срока после утверждения — представить президенту предложения о структуре кабмина. Дума должна принять решение по представленной кандидатуре в течение недели с ее внесения президентом. А вот если депутатам трижды не понравится предложенный премьер, президент может сам его назначить, а Госдуму распустить и объявить о новых выборах.

Отдельно прописывается в Конституции вопрос с выражением недоверия правительству. Тут все четко: такой вопрос может поставить перед Госдумой как премьер, так и сама нижняя палата парламента. В первом случае если Госдума в доверии правительству откажет, президент в течение недели должен принять решение либо о его отставке, либо о роспуске Думы. Если же вотум недоверия вынесла сама Госдума, президент может попросту не согласиться с ее решением. А вот если Дума вынесет такое решение повторно в течение трех последующих месяцев, главе государства полагается отправить в отставку либо кабмин, либо Думу.

А вот отрешить от должности самого президента может только Совет Федерации. И то на основании выдвинутого Госдумой обвинения в госизмене или другого тяжкого преступления, причем при условии, если оно подтверждено Верховным судом и имеется соответствующее заключение Конституционного суда.

Виктория ПРИХОДЬКО.

ВОПРОСЫ ПОЛИТОЛОГАМ

— Раньше, когда обсуждалась возможность премьерства Путина, некоторые аналитики говорили: это малореально. Как же он, мол, будет отчитываться перед Медведевым?.. Почему все-таки остановились на этой схеме?

Игорь БУНИН, глава Центра политических технологий: “Да, действительно, у нас не принято “спускаться вниз” и ездить к бывшему подчиненному с докладом. Но здесь схемы оказались более сложными. Это действительно будет двоевластие. Но поскольку это долгий и прочный союз, особых трений не возникнет. Путин сохранит рычаги управления и контроля и реальную власть”.

Вячеслав НИКОНОВ, президент фонда “Политика”: “По моим данным, этот вариант рассматривался раньше как наиболее вероятный. И, заметьте, Путин от него публично не отказывался. Наоборот...”

Гейдар ДЖЕМАЛЬ, председатель исламского комитета: “Это просто ход в многоходовке, некоторая игра для того, чтобы дать политическому классу России чувство определенности. Биржа уже отреагировала — с “обозначением” Медведева акции поползли вверх. Рынок любит определенность, бюрократы тоже любят определенность”.

— Ходят слухи, что Путин возглавит “Единую Россию” на ее предстоящем съезде. Как может сказаться появление партийного правительства на российской политической системе?

Игорь БУНИН: “По сути — ничто глобальным образом не изменится. Это скорее неформальный контракт между Путиным и Медведевым, в который добавлено очень много гарантий: в виде парламента, в виде “ЕР”, которую контролирует Путин, расстановки политических сил, где все сконцентрировано на Путине. Но Медведев при этом не будет техническим президентом, каким был бы Зубков”.

Вячеслав НИКОНОВ: “Путин может и не возглавить “Единую Россию”. Но вообще создание партийного правительства давно напрашивается. Во всех других странах глава государства является представителем партии, и мы практически единственное государство в Европе, до сих пор имевшее беспартийное правительство”.

— Возможно ли перераспределение полномочий между президентом и правительством?

Игорь БУНИН: “Конституция гибка, и в зависимости от соотношения политических сил может меняться в том или ином направлении. Президенту будет нужно некоторое время для понимания ситуации, в результате премьер усилится. Помните Примакова — какой был мощный премьер? Путин будет еще более мощным”.

Вячеслав НИКОНОВ: “У нас в Конституции и законе заложено сильное правительство. Именно оно возглавляет и осуществляет исполнительную власть. Оно определяет направления внутренней и внешней политики. И я не жду никаких изменений ни в Конституции, ни в законе о правительстве”.

Гейдар ДЖЕМАЛЬ: “Сегодня ты премьер, завтра — тебя уволили... Чтобы изменить это положение дел, надо менять Конституцию. Конституционное большинство вправе принять соответствующую поправку. Будет сложная игра, и результат, я уверен, всех удивит”.

Беседовал Константин НОВИКОВ.



    Партнеры