“Возможно, мы не приедем”

Представитель ОБСЕ озвучил позицию наблюдателей в интервью “МК”

Между ЦИК РФ и ОБСЕ, по всей видимости, зреет новый скандал. На днях подшефное этой организации Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) направило письмо главе ЦИК с просьбой пересмотреть ограничения на работу наблюдателей на президентских выборах 2 марта. Экспертов ОБСЕ, как и на декабрьских выборах, не устраивают две вещи: они хотят приехать в более многочисленном составе и на более длительный срок.

“МК” связался с представителем БДИПЧ Кертисом БАДДЕНОМ, который подробно изложил претензии правозащитников.

— Что именно не устроило вас в приглашении ЦИКа?

— В письме содержались серьезные ограничения по числу наблюдателей, а также временных рамок их работы. Дело в том, что мы требуем длительного срока наблюдения за выборами, а согласно приглашению, наши эксперты могут приехать только 28 февраля, накануне дня голосования. В таких условиях нам видится невозможным выполнить свои функции по мониторингу выборов. И мы попросили ЦИК пересмотреть эти ограничения, и в особенности временные рамки.

— А почему российские власти ввели такие ограничения для ОБСЕ?

— Я не имею права спекулировать по поводу решений ЦИК, и этот вопрос вы лучше задайте им.

— Если сравнить вашу обычную практику в других странах вы часто испытываете на себе ограничения?

— Хочу сразу сказать, что мы никогда не сравниваем страны, и решение о составе наблюдательной миссии на тех или иных выборах мы принимаем в зависимости от конкретной страны и конкретной ситуации. Обычно мы получаем приглашение вскоре после того, как объявлено о проведении выборов. И хотя четко очерченных сроков, в которые нам присылают приглашение, нет, обычно мы получаем его за 2—3 месяца до дня выборов. Затем мы посылаем группу экспертов, которые встречаются с членами ЦИК, представителями политических партий, СМИ и неправительственных организаций, чтобы составить общую картину предвыборного процесса в стране. Эта группа называется миссией по оценке потребностей и обычно состоит из 3—5 человек. Ее цель должна наметить основной курс будущей наблюдательной миссии, а также определить необходимую численность будущей миссии исходя из прошлого опыта и нынешней ситуации. Наши конкретные функции таковы: наблюдать за выборным процессом и озвучивать наши наблюдения. Но наша главная цель — помочь стране провести выборы в соответствии со стандартами ОБСЕ. Поэтому по окончании выборов мы даем каждой стране детальные рекомендации, как улучшить выборный процесс в будущем.

— А на каком этапе вы утверждаете число наблюдательной?

— Как только группой по оценке потребностей сформирован курс будущей миссии, мы определяем ее состав. Мы условно делим наших наблюдателей на 3 группы. Первая группа — это “основная команда”, в которую входят эксперты, изучающие конкретные вопросы: СМИ, законодательство, предвыборные кампании и т.д. Их состав разнится от 10 до 20 человек, в зависимости от страны и количества аспектов, на которые необходимо обратить внимание. С ними же прибывают и наши специалисты по логистике. Обычно эта группа приезжает в страну за 5—8 недель до голосования. Вторая группа — это так называемые “долгосрочные наблюдатели”, и они прибывают в страну через неделю после “основной команды”, затем разбиваются на “двойки” (оба эксперта должны быть из разных стран) и рассредотачиваются по территории государства. Они оценивают работу СМИ, предвыборную кампанию и действия администрации в конкретных регионах. И, наконец, “краткосрочные наблюдатели”, которые прибывают в страну за 4—5 дней до выборов, получают всю необходимую информацию от своих коллег, которые приехали ранее, и следят непосредственно за ходом голосования по всей стране.

— То есть вам предлагают прислать лишь третью группу — “краткосрочных наблюдателей”, и всего 70 человек. А сколько бы вы хотели прислать в идеале?

— Да, нам предлагают прислать только “краткосрочных наблюдателей”. Сейчас уже поздно говорить о том, сколько бы мы хотели прислать людей в идеале. Уже сегодня у нас нет возможности выполнить работу в полном объеме по той схеме, которую я вам только что озвучил. Поскольку нам не позволили прислать первые две группы экспертов, то и точное количество наблюдателей “третьей группы”, которых нам следует прислать, мы не можем определить. Если мы все-таки приедем наблюдать за выборами, нам необходимо послать наблюдателей из “основной команды” сейчас.

— Возможно ли, что БДИПЧ откажется от мониторинга президентских выборов так же, как вы отказались от мониторинга думских ?

— Да, такой вариант возможен. При нынешних условиях, которые поставил ЦИК, мы не сможем выполнить свои функции.

— В декабре вы утверждали, что наблюдателям не выдали вовремя визы. Есть ли надежда, что ситуация не повторится?

— В прошлый раз все было очень похоже — приглашение пришло поздно, за 4 недели до голосования, и у нас тоже не было возможности провести многоэтапный мониторинг выборов. Но в прошлый раз нам вдобавок ко всему еще не выдали виз. Пока мы документы не подавали, потому что пока речь идет о том, что нам разрешают приехать только 28 февраля.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру