“Нам нечем топить!!!”

Европейские политики не хотят быть судьями в газовом конфликте

Вчера в России по приглашению Владимира Путина побывали премьер-министры трех стран, наиболее пострадавших от газовой войны: премьер Болгарии Сергей Станишев, Словакии — Роберт Фицо и Молдавии — Зинаида Гречаный. По сути, главная цель приглашения — доказать европейцам, что транзиту газа препятствует не Россия, а именно Украина.

Лица у участников переговоров были хмурые. “К сожалению, повод для встречи безрадостный, — констатировал Путин. — Несмотря на то что на политическом уровне, в том числе и президентом Ющенко, делаются заявления, что Украина не препятствует транзиту российского газа, на деле все иначе”. Чтобы доказать правоту России, премьер предложил гостям посетить центральный диспетчерский пункт “Газпрома”, а также встретиться с международными наблюдателями. “У вас будут все возможности убедиться, что с нашей стороны подача газа была возобновлена”, — пообещал ВВП. После чего зачитал выдержку из письма “Нафтогаза” Украины “Газпрому”: “Обращаем ваше внимание, что подача газа через ГИС “Суджа” была осуществлена в одностороннем порядке российской стороной без предварительного согласования”. “Что это значит? — задал вопрос Путин и сам же на него ответил: — Это значит, что Украина признает, что подача газа была возобновлена и что Украина препятствует транзиту”. На этих словах министр экономики Словакии закатил глаза. Что послужило этому причиной, стало ясно позже. А пока Путин продолжал: “Мы слышим, что у Украины есть проблемы с транзитом. Но это не наши проблемы”. 

У премьеров трех стран был измученный вид. Понятно, что для них сейчас главное — любой ценой получить газ. И только потом разбираться, кто прав, кто виноват. 

Молдавский премьер Зинаида Гречаный сообщила, что сейчас возникла такая ситуация, при которой поставки газа в республику сократились в три раза. “Мы перешли на потребление мазута, но это дорого и это резервные запасы”, — жаловалась премьер. Больше всего, по ее словам, страдает Приднестровье. “16 населенных пунктов отключены полностью. Мы продлили школьные каникулы и сократили на 50% энергопотребление. Люди не понимают, почему они должны мерзнуть, когда Молдова имеет контракт (на поставку газа. — Н.Г.)”. 

Слушать это было очень тяжело. 

Следом выступил Роберт Фицо — словацкий премьер: “Я не пришел сюда жаловаться, — сразу расставил он точки над “i”. — Просто ситуация в Словакии кризисная. И если газ не пойдет, то мы должны будем принять меры, которые пока еще не приняли”. Cкорее всего, имеется в виду, что Словакия вынуждена будет разморозить работу АЭС, построенную еще в советские годы. Фицо поведал, что разговаривал с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу, канцлером ФРГ Ангелой Меркель, а также только что был на Украине (о чем Путин уже знал, и это обстоятельство вряд ли его порадовало, ведь он приглашал гостей в Москву не для того, чтобы они добирались сюда через Киев). “Мы посетили Украину, и она предоставила документы и говорит, что именно Россия отвечает за это (невозобновление транзита. — Н.Г.)”. 

После этого стало ясно, почему закатил глаза словацкий министр экономики, когда ВВП продемонстрировал документ, доказывающий, напротив, правоту России. “Мы не можем быть судьями, но у нас есть договор, и мы платим за газ рыночную цену, — заявил Фицо. — Я сегодня сказал Тимошенко, что Украина теряет доверие европейских партнеров из-за того, как она себя ведет”. Словацкий премьер уже был настолько возбужден, что размахивал руками: “Нам нечем топить! Абсурдная ситуация!” Прямых упреков в адрес России от Фицо, заметим, не последовало. 

Болгарский премьер Сергей Станишев возложил ответственность за происходящее на обе стороны: “Мы внимательно следим за торговым спором России и Украины, но при этом миллионы граждан Европы чувствуют себя заложниками. Самое неприятное, что транзит был прекращен без всякого предупреждения. Самый большой риск для России и Украины — это вопрос доверия. Они не должны превращать в заложников третьи страны”. 

После этих слов и без того невеселый Путин стал мрачнее тучи: “Я бы сделал пару замечаний.  Во-первых, по поводу того, что со стороны Украины тоже были предоставлены документы (будто бы подтверждающие ее правоту. — Н.Г.). Какие же, если у нас есть бумаги из Киева за подписью международных наблюдателей о том, что транзит не идет! Если есть документы, покажите их!” ВВП был откровенно разозлен. На словацкого премьера он смотрел в упор, и от этого взгляда становилось не по себе. Далее глава российского кабмина ответил на реплику болгарина о заложниках. Да, ВВП признал, что европейские потребители действительно оказались в заложниках, но виновата в этом исключительно Украина: “Ни одна транзитная страна не может спекулировать своим положением, чтобы брать в заложники граждан других стран”, — гневно произнес Путин. Запахло уже не газом, а чуть ли не обвинением в государственном терроризме. “И кто бы какие бумаги ни предоставлял, я готов эти бумаги в печку выбросить!” Однако за неимением таких бумаг и печки Путин изо всех сил хлопнул лежавшей перед ним папкой по столу. По словам российского премьера, в среду наша страна повторила заявку на поставку газа на Балканы и в Молдавию, однако получила от Украины отказ на транзит. “Вот в чем проблема! Мы заинтересованы в поставках газа! Даже Молдова покупает его по европейским ценам”. 

Последние слова уже не предназначались для журналистов — нас выводили из комнаты. Переговоры продолжились за закрытыми дверями. Затем должна была состояться пресс-конференция, однако ее отменили. На тот момент премьерам еще нечего было сказать общественности. Сразу из Ново-Огарева они отправились в “Газпром”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру