Кипр свернул направо

На выборах победил кандидат, выступающий за вхождение в НАТО

Кандидат от правой партии ДИСИ (Демократический сбор) Никос Анастасиадис избран президентом Кипра, одержав победу во втором туре выборов. Анастасиадис набрал более 57% голосов, а его соперник из левой партии АКЕЛ (Прогрессивная партия трудового народа) Ставрос Малас – 42%. Сюрприза в итогах голосования не было – о победе правого кандидата говорили и соцопросы, и результаты первого тура выборов. Изменятся ли традиционно тесные отношения между Россией и Кипром со сменой власти на острове?

На выборах победил кандидат, выступающий за вхождение в НАТО
Никос Анастасиадис

И то сказать – уходящий со своего поста президент Кипра Димитрис Христофиас был не просто лидером коммунистической партии, он хорошо говорил по-русски, в свое время учился в Москве и даже встретил в нашей стране свою будущую жену. Теперь же главой островной республики становится правый Никос Анастасиадис, учившийся в Греции и Великобритании и личной. А в качестве одной из целей своего президентства он заявил немедленное вступление Кипра в НАТО. Кстати, по инициативе Анастасиадиса парламент Кипра два года назад проголосовал за программу «Партнерство ради мира» в качестве последнего шага для присоединения к Североатлантическому альянсу. Но президент Христофиас наложил вето, заявив, что это членство не совпадает с его обещанием достичь мирного разрешения кипрской проблемы.

Но пронатовские устремления Анастасиадиса тоже надо делить как минимум пополам. Говорить о желании вступить в альянс можно. Но насколько это реально в обозримой перспективе? Кипр разделен на международно признанную Республику Кипр и непризнанную «Турецкую республику Северного Кипра». Впрочем, последнюю признает Турция (член НАТО), которая не признает при этом Республику Кипр. Согласие, как известно, есть продукт при полном непротивлении сторон – а о каком непротивлении может идти речь в случае Кипра?

Но если даже вообразить, что Кипр все-таки станет членом альянса, то для России это малоприятно. Но для отношений с Кипром отнюдь не фатально. Ведь членство в НАТО не становится непреодолимым препятствием для отношений РФ с теми же Грецией и Турцией, не говоря уж о Германии, Италии или Франции.

Да и вообще, в 1993-2003 гг. президентом Кипра уже был однопартиец Никоса Анастасиадиса – Глафкос Клиридис, который считается основателем партии «Демократический сбор». И в те времена российско-кипрские отношения были весьма неплохими.

Впрочем, Никосу Анастасиадису перво-наперво предстоит разобраться в отношениях с «соседями» по «общеевропейскому дому». Ему придется вести непростые переговоры с Евросоюзом и МВФ по поводу предоставления финансовой помощи в размере 17 млрд. евро (напомним, что ранее, в конце 2011 года, Кипр уже получил 2,5 млрд евро от России, а потом обратился с просьбой о предоставлении еще 5 млрд. евро). «Доноры» из Евросоюза помочь обещают, но ставят жесткие условия (меры жесткой экономии, провести приватизацию государственных предприятий – и разобраться с отмыванием иностранных денег в кипрских банках). Тут опять всплывает «российский фактор» – на фоне переговоров между Кипро и ЕС о предоставлении помощи пошли разговоры о том, что в кипрских банках находится около 26 млрд евро российских денег, и что «скорая помощь» со стороны Евросоюза больше всего поможет не столько киприотам, сколько российским богачам, хранящим здесь свои деньги. На это уходящий президент Христофиас не без горечи заметил: «Вместо того, чтобы помочь, в ЕС неожиданно вспомнили о проблеме отмывания денег». Теперь с европейскими донорами дело вести новому главе Кипра. «Моя первоочередная задача – восстановить доверие к Кипру на европейской и международной арене, – заявил после своей победы на выборах Анастасиадис, – Я собираюсь работать с нашими партнерами по ЕС и в то же время максимально выполнить наши обязательства. Считаю своим долгом сделать все необходимое для выхода нашей страны из экономического кризиса».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру