Сноуден, возможно, останется в России

Поскольку другие могут и не взять

Заявление президента России Путина о том, что Эдвард Сноуден находится в транзитной зоне Шереметьево, куда он якобы прибыл без ведома России и откуда Россия не считает правомерным его извлекать, в Америке вызвало недоумение. Причем не на политическом уровне (для политиков просчитать путинскую игру не представляет сложности), а на чисто бытовом. 

Поскольку другие могут и не взять
Эдвард Сноуден

«Я много раз бывал в Шереметьево по бизнесу, – пишет в одном из интернет-форумов человек под пафосным ником MarsMercuryOne, – и знаю, что, выйдя из самолета, ты можешь только пройти по глухому коридору на паспортный контроль. Чтобы ты из этого закрытого пространства попал в транзитную зону (т.е. зону вылета), надо, чтобы тебя туда кто-то проводил за ручку. А попав туда, ты не попадешь ни в какую комнату отдыха или служебное помещение – уж не знаю, где там находится этот тип, – опять же, без содействия кого-то из сотрудников. Ясно, что Сноудена ждали, встречали и размещали русские хозяева».

Журналист газеты The Christian Science Monitor Дэн Мэрфи добавляет к ситуации «неизбежное», согласно его формулировке, предположение – что Сноудена будут интервьюировать люди из ФСБ. Что же, это вполне вероятно: рыбешка хоть и мелкая, но говорящая, кое-что знает, да и с его помощью можно сделать что-нибудь неприятное американскому партнеру, он же потенциальный противник. «России (которая обращается со своими разглашателями куда суровее, чем США), – пишет Мэрфи, – наверняка доставляет удовольствие таким образом оттаскать за нос Америку, которая часто поучает ее насчет соблюдения основополагающих свобод».

Ну, ладно, предположим – побеседовали с ним разведчики; может быть, даже завербовали; может, поручили что-то такое сделать... а дальше что? На Кубу он не улетел. В Эквадор, возможно, тоже не попадет. Как пишет агентство The Associated Press, эквадорские главные лица хранят молчание: их антиамериканские настроения и желание насолить Вашингтону могут оказаться слабее их желания сохранить льготные тарифы в торговле с США. Поставки сельхозпродукции (овощей, цветов и пр.) нелюбимому «старшему брату» составляют почти половину всего внешнеторгового баланса Эквадора – тут есть над чем подумать. Тем более, что на днях в Вашингтоне будут решать, продлевать ли для Эквадора в очередной раз льготные тарифы.

Эквадор зависит от США еще и в том, что с 2000 года использует вместо былой национальной валюты американский доллар, – все его суверенные песо и сукре почили в бозе, разорив миллионы граждан своей катастрофической девальвацией.

Воинственная риторика – это одно, а экономика – другое, и это другое куда весомее. «Боливарианский социализм» Уго Чавеса и его преемника «не катит» против критической зависимости венесуэльского нефтяного экспорта от США: 40% венесуэльской нефти проходит через американские нефтеперерабатывающие заводы, расположенные на побережье Мексиканского залива (эти НПЗ строились в расчете на низкокачественную нефть из Венесуэлы и Мексики, которая для других стран – проблема). Как указывает The New York Times, Венесуэла зависит от нефти самым радикальным образом: нефть дает этой стране 95% поступлений от импорта и 45% всего бюджета страны. Америка же мало зависит от венесуэльской нефти: ее импорт составляет 1 млн. баррелей в день из 18,7 млн. баррелей, которые ежедневно потребляют США. Так что венесуэльские власти, наверное, тоже дважды подумают, прежде чем укрывать у себя человека, вся ценность которого заключается в том, что он причинил вред Америке.

Или возьмем Исландию – страну, которую тоже называют в качестве одного из возможных пристанищ для беглого Сноудена. Союзник США по НАТО, на территории которого до 2006 года находилась американская военная база. Страна, которую называют «самой большой жертвой кризиса 2008 – 2009 годов». И которая, как указывают экономисты, никогда не стала бы ей, если бы в Кефлавике оставалась военно-воздушная и военно-морская база США, – еще ни одна страна, имеющая на своей территории американскую базу, не объявляла дефолта. Благосостояние Исландии сегодня немало зависит от американских инвестиций (в частности, в алюминиевой промышленности). Не думаю, что Сноуден перевесит всё это.

Наконец, заветный «остров свободы». Куба сейчас ведет переговоры с США о восстановлении прямого почтового сообщения, облегчении поездок граждан и т.д. С обеих сторон есть интерес к постепенному восстановлению нормальных отношений, хотя пока путь к этому нащупывается очень трудно. Сноуден – важнее? Вряд ли.

Не получится ли так, что портить отношения с Америкой из-за непонятно кого не захочет никто? Тогда, наверное, придется России оставить этого индивидуума у себя. И, возможно, получить в ответ уже не символически-минимальный, а реальный «список Магнитского» и прочие «радости» конфронтации с крупной мировой державой. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру