Доклад инспекторов ООН по Сирии подтвердил применение химоружия

Специалисты не указывают, кто это сделал

В понедельник, 16 сентября, был наконец, опубликован доклад инспекторов ООН, расследовавших обстоятельства трагедии 21 августа в пригороде Дамаска, где, как предполагалось, было применено химическое оружие. Представляя доклад, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что инспекторы предоставили «огромные и непререкаемые» доказательства применения химического оружия «превыше всякого сомнения».

Специалисты не указывают, кто это сделал

Доклад инспекторов на 38 страницах был опубликован после того, как Пан ознакомил с его содержанием членов Совета Безопасности. Инспекторы установили наличие «ясного и убедительного свидетельства» того, что нервный зарин был обрушен на предместья Дамаска 21 августа с применением ракет «Земля-Земля». По словам Пана, это наиболее значительное применение химического оружия против гражданского населения со времен 1988 года, когда то же самое совершил иракский диктатором Саддам Хусейн против жителей Халабайи и «самое ужасное использование такого оружия в XXI веке». Международное сообщество должно быть ответственно за то, чтобы химическое оружие больше не применялось в качестве оружия войны, заявил Пан. Он подчеркнул, что трагедия 21 августа представляет собой «военное преступление» и нарушение всех договоров, запрещающих использование химического оружия.

Доклад инспекторов ООН не содержит указания на то, кто применил химическое оружие, и Генеральный секретарь ООН Пан тоже не стал рассуждать на эту щекотливую тему. Эксперты идентифицировали два типа ракет, которые были использованы в газовой атаке, включая их траекторию. Международные специалисты утверждают, что повстанцы не обладают подобным оружием. Австралийский представитель в ООН Гэри Куинлан, который сейчас председательствует в Совбезе заявил: «Доклад подкрепляет позицию моей страны. Он подтверждает, что химическое оружие было применено режимом президента Асада». Аналогичное заявление сделала и представительница США в ООН Саманта Пауэр. «Режим обладает зарином, и у нас нет никаких доказательств того, что у оппозиции имеется такой же газ. Это против всякой логики представлять, что силы оппозиции могли проникнуть на территорию, находящуюся под контролем режима, а затем открыть оттуда стрельбу по территории, находящейся в их руках», — заявила она. С подобным же заявлениями выступили представители Англии и Франции. Совершенно по-другому прозвучало выступление российского представителя Виталия Чуркина, который повторил известную позицию Москвы о том, что химическое оружие было применено оппозицией. «Подобные утверждения не могут быть просто так отвергнуты», — сказал он. По его словам, заявления, обеляющие повстанцев, «не являются научными и основанными на реальности». Ситуация, в которой оказался мой однокашник Чуркин весьма напоминает положение советского представителя в ООН Валериана Зорина, утверждавшего, что Москва не транспортировала ядерное оружие на Кубу. Много лет спустя, находясь в Женеве, на одной из многих конференций по разоружению, Зорин говорил мне, что он действительно не был в курсе того, что по приказу Хрущева советское ракетно-ядерное оружие доставлялось на Кубу. Свежо придание, но верится с трудом. Хотя кто знает…

На брифинге с членами Совета Безопасности, Генеральный секретарь ООН Пан в драматических тонах изложил суть доклада. Он сказал: «Спасшиеся после химической атаки, говорили, что они немедленно после этого испытывали ряд симптомов, включая трудность дыхания, дезориентацию. Боль в глазах, потерю зрения, головокружение, рвоту и общую слабость в теле. Многие теряли сознание. Первые подоспевшие описывали такую картину — люди лежали на земле, многие из них мертвые или без сознания. Погода ещё больше ухудшила ситуацию. Температура падала, и поэтому газ опускался вниз, и таким образом проникал легко в подвальные помещения и нижние этажи зданий, где многие люди пытались от него укрыться».

Инспекторы опрашивали многих спасшихся и тех, кто помогал им. Они собрали улики в виде волос, мочи и крови убитых, а также частицы почвы и других природных элементов. По словам Генсека ООН, инспектора «применяли самый строгий протокол, который только существует в такого рода расследованиях».

Представители оппозиционной Сирийской национальной коалиции заявили, что результаты доклада «требуют единого и решительного ответа от международного сообщества. Если мир не будет действовать, эта война будет продолжаться и еще многих тысяч погибнет». Как заявил представитель коалиции при ООН Наджиб Гхадбиан: «Народ Сирии обращается к Совету Безопасности ООН с просьбой сделать всё, что в его силах, чтобы остановить конфликт и заклеймить сирийский режим, как ответственный за его преступные деяния».

Президент США Барак Обама снял ограничения с экспорта в Сирию для сирийских повстанцев противогазов и другого снаряжения против химической атаки. Кроме того, он дал приказ обучать повстанцев применению этого снаряжения. Такое же снаряжение США предоставили Организации по запрещению химического оружия. Именно эта организация следит за соблюдением конвенций, запрещающих применение химического оружия. И, видимо, именно эта организация будет осуществлять химическое разоружение сирийского режима.

В тот самый день, когда был опубликован доклад инспекторов ООН, Москва и Вашингтон продолжали спор по поводу содержания достигнутого ими в Женеве соглашения. Как известно, это соглашение предусматривает, что сирийское химическое оружие будет передано под международный контроль. Теперь члены Совета Безопасности пытаются «переплавить» это соглашение в резолюцию. По мнению министра иностранных дел России Сергея Лаврова, госсекретарь США Джон Керри и «его западные союзники» неправильно интерпретируют соглашение. Лавров сказал, что это соглашение не подпадает под резолюцию ООН, которая могла бы задействовать главу VII Устава ООН. Речь идет о главе, которая потенциально подразумевает использование силы. На этом настаивает госсекретарь США Джон Керри. Керри исходит из того, что Совет Безопасности ООН должен использовать средства, которые авторизует глава VII. В принципе этот спор вокруг главы VII имеет весьма отвлеченное значение, ибо Россия обладает правом вето в Совете Безопасности и воспользуется им, если в проекте резолюции будет упоминание применения военной силы против Сирии в случае неисполнения ею положений Женевского соглашения.

Итак, доклад инспекторов ООН стал фактом политической игры вокруг Сирии. «Дурь несусветная» обрела свою трагическую форму.

С полным тестом доклада ООН Вы можете ознакомиться здесь (документ на английском языке)

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру