Фонд и строить, и жить «помогает»

В результате финансовой аферы сотрудники УрГУ могут лишиться квартир

В Екатеринбурге продолжается процесс выселений пайщиков кооперативного дома по адресу Сиреневый бульвар, 14. В основном, это профессура и сотрудники Уральского государственного университета имени Горького. Этим летом без крыши над головой остался заместитель проректора по научной работе УрГУ Геннадий Батурин. Сегодня «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» взялся за его коллег – Александра и Юлию Меленцовых. Они оказались следующими на очереди выселения. По мере расследования запутанного дела, адвокат обманутых пайщиков вскрыл крупную финансовую аферу, которую правительство времен Росселя провернуло через строительство жилья для уральской профессуры.
В результате финансовой аферы сотрудники УрГУ могут лишиться квартир
Начнем с того, что в 1996 году правительство Свердловской области откликнулось на просьбу преподавателей УрГУ и УГТУ-УПИ и дало добро на строительство двух кооперативных домов на Сиреневом бульваре. Естественно это была льготная программа для сотрудников бюджетной сферы, которые не могли приобрести квартиру на рыночных условиях. В университете прошло собрание, и был создан кооператив «ПЖСК ВУЗ-96». В него вошли сотрудники и преподаватели УрГУ, которые могли внести первый взнос. Члены кооператива сейчас признаются, что и по тем временам это были не малые деньги – на первый взнос можно было приобрести машину.
 
– Мы организовали очередь, а профком и ректорат отбирал кандидатуры. Кто мог заплатить – тот и шел в кооператив, кто-то пошел из социальной очереди. В итоге мы смогли принять в «ПЖСК ВУЗ-96» только 90 человек, – пояснил председатель кооператива Геннадий Батурин.
 
По его словам, семь квартир от общего числа было отдано по квоте области. Они достались сотрудникам минфина, ТГК-9, военкомата и другим.
 
Все, кто нуждался в жилье и сумел наскрести на первый взнос, вступили в кооператив, который в последствии заключил с Управлением капитального строительства Свердловской области договор на строительные работы. Часть средств на подряд якобы выделила область в виде кредита. По крайней мере, в этом уверяли членов кооператива. Рассрочка по кредиту составляла 20 лет. То есть ориентировочно, жильцы вполне могли платить за свои квартиры до 2016 года.
 
Все началось с должностного преступления
 
В 1997 году дома уже были построены, а профессура готовилась к заселению и регистрации права собственности.
 
– В соответствии с установленным законом порядком мы поделили квартиры, Россель нам привез ключи, и мы заселились. Я начал добиваться того, чтобы эти дома были переданы нам в собственность, – рассказал Геннадий Батурин.
 
Тут на горизонте появляется некая организация, созданная по инициативе правительства Свердловской области – «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства. Эта компания занималась помощью в обеспечении жильем социально незащищенных слоев населения. Однако она не участвовала в этом строительстве, не финансировала подрядные работы, между тем, по словам Геннадия Батурина, одна из сотрудниц этого фонда, оказала профессорам «медвежью» услугу.
 
– К нам пришла женщина из фонда – мать одного из наших студентов в то время. Она попросила технические паспорта на квартиры, якобы для того, чтобы снять с них копии. Я с опаской дал их ей, а она спустя несколько месяцев уволилась из фонда и вернула технические паспорта, на которых была замазана печать «собственник не определен» и написано: «собственность Свердловская область». В МУП БТИ мне сознались, что нарушили закон и прямо заявили – идите в суд, – пояснил председатель кооператива.
 
По его словам, этим должностное преступление не ограничилось. Для того чтобы оформить единоличное право собственности, необходима справка о том, что прав на эти квартиры больше ни у кого нет. Такую справку мог выдать лишь председатель кооператива – Геннадий Батурин.
 
– После того, что произошло, я написал заявление в ОБЭП. Старший лейтенант Колятин по своей простоте нашел 12 поддельных справок подписанных якобы мной. Он нашел их, подшил к делу и успокоился. Следствие не продвигалось. Тогда я пришел к начальнику ОБЭПА, он вызвал Колятина, и при мне не стесняясь начальника, сказал: «Ну, это же правительство области, как я могу раскручивать это дело?!», – рассказал Геннадий Батурин.
 
В итоге пайщики оказались в подвешенном состоянии: они вкладывались в строительство, часть средств были выделены из бюджета, а единоличным собственником оказалось правительство Свердловской области. Адвокат сотрудников университета подтверждает, что это не только не логично, но и незаконно. К слову, в процессе строительства члены кооператива вложили от 20 до 70 процентов средств в свои квартиры.
 
– На самом деле в1999 году БТИ уже не имеет права оформлять право собственности – оно утратило эти полномочия, – подчеркнул Александр Козлов, – На момент регистрации квартир упускается тот факт, что люди с 1996 года вкладывали в строительство свои деньги. В этом случае единоличное право собственности регистрировать нельзя.
 
Льготно-рыночные цены
 
Пока шли эти прения, случился дефолт, и кому-то показалось, что жилье бюджетникам досталось слишком дешево. «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» начал принуждать членов кооператива заключить с ними договор, деньги по которому шли в счет погашения стоимости квартир. Стоит отметить, что к тому времени некоторые уже успели расплатиться за свое жилье. А цены фон установил уже совсем не льготные: квартиру, по словам пайщиков, им предлагали выкупить по рыночной цене, а людей начали запугивать выселениями.
 
– Ректорат надавил, чтобы я отдал деньги пайщиков в фонд. Но чтобы передать их я должен заключить с кем-то договор. Ведь я как председатель кооператива несу еще и уголовную ответственность перед бюджетом, из которого выделялась часть денег на строительство. В итоге я решил обезопасить себя и написал несколько писем в правительство области. Министра финансов Серова мне ответила, что кооператив должен перечислить деньги в фонд. Аналогичные ответы мне пришли и от министра строительства, а также министра экономики. Причем, во всех документах был указан номер лицевого счета фонда, – рассказал Геннадий Батурин.
 
В итоге, он перечислил все средства пайщиков в фонд, где ему выдали документ, что он как член кооператива больше ничего не должен, однако права собственности за ним не закрепили. А позже и вовсе выселили из собственной квартиры на основании того, что он не имел права участвовать в льготном приобретении жилья, так как на момент вступления в кооператив не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий. К слову, под таким же абсурдным предлогом на сегодняшний день фонд пытается выселить и семью Меленцовых, которые также оплачивали строительство. Между тем, статья 218 Гражданского кодекса гласит, что пайщик, полностью выплативший средства, автоматически становится собственником пая – в нашем случае – квартиры.
 
В результате угроз и давления, многие вынуждены были подписать договор с фондом и нести туда деньги за квартиру.
 
– Это немыслимая ситуация, чтобы из кооператива выселяли члена кооператива, выплатившего полный пай. В суде сначала сказали, что квартира стоит в полтора раза больше той суммы, которую я за нее выплатил, – подчеркнул Геннадий Батурин.
 
В очереди на выселение
 
Чтобы прояснить ситуацию, корреспондент «МК-Урал» обратился за комментариями в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Там пояснили, что в очереди на выселение у них еще 4 сотрудника университета.
 
– Да, еще с четырьмя пайщиками мы будем судиться – они не заключили договор купли-продажи и не имеют занимать свои квартиры. Все остальные давно рассчитались и перепродали свои квартиры. Тех работников УрГУ и УПИ там уже давно нет. Кировский суд сегодня выясняет, кто действительно нуждался в льготном приобретении жилья, а кто нет, – рассказала заместитель начальник юридического отдела Ольга Боровских.
 
Также нам заявили, что деньги пайщики перечисляют не на их счет, а непосредственно в министерство финансов. А сам фонд является лишь посредником.
 
– Чтобы получить право собственности, нужно было заключить с нами договор купли-продажи и перечислить деньги в минфин. Мы предлагали пайщикам заключить договор купли-продажи, но по стоимости выше – они отказались. На сегодняшний день в этих домах осталось 4 квартиры, которые принадлежат правительству области – остальные частная собственность, – пояснила Ольга Боровских.
 
Получается, что сначала стоимость строительства была заявлена как льготная, а фонд в последствии назвал более высокие цены за квартиры.
 
Афера на жилье
 
Адвокат рассказал «МК-Урал», что в ходе расследования этого дела обнаружил коррупционную схему отмывания бюджетных средств через льготное строительство жилья.
 
– Оказалось, что Свердловская область вообще не вкладывала денег в строительство этих домов. Был указ Росселя о выделении кредита, но его в действительности не выделили, – пояснил Александр Козлов. – Они поступили следующим образом: областной УСК нашел подрядчика, и предложили ему построить дома за свой счет, взамен на освобождение от налогов по этому и другим объектам. Сначала строители отмыли там большие сумы, а затем и правительство. Я лично разговаривал с бывшим заместителем министра финансов, которая на тот момент работала в команде Росселя, она пояснила, что указ о выделении кредита не попал в минфин и не был с ним согласован.
 
Также Александр Козлов рассказал, что деньги от тех, кто под давлением заключил договор с фондом, поступают в счет оплаты оказанных услуг, а это грубейшее нарушение, так как фонд никакие услуги не оказывает. По информации источников адвоката, деньги из этого фонда часто используются для финансирования избирательных компаний.
 
На сегодняшний день крыши над головой могут лишиться еще 4 сотрудника УрГУ. Первым на очереди стоят Александр и Юлия Меленцовы. По их инициативе, совместно с председателем кооператива «ПЖСК ВУЗ-96», информация о строительной афере была направлена депутату государственной Думы Павлу Зырянову. Его адвокат провел правовую экспертизу и выслал пайщикам свое заключение. Адвокат посчитал, что имеющиеся факты служат достаточным основанием для проведения проверки компетентными органами правительства Свердловской области, МУП «БТИ» Екатеринбурга, а также «Фонда поддержки индивидуального строительства жилья».
 
Редакция «МК-Урал» будет следить за судьбой пайщиков.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру