Офицеры уходят

Новый собственник дома №30 на Большой Покровской до сих пор не назван

Более 70 человек, работающих в известном Доме офицеров, вокруг которого не утихают страсти, с Нового года формально уже уволены. Само федеральное госучреждение культуры и искусства (ФГУ) Минобороны РФ находится в стадии ликвидации. Военные вывозят свое имущество, мебель, вещи; арендаторам Дома тоже предписано покинуть помещения.

Новый собственник дома №30 на Большой Покровской до сих пор не назван

В подвешенном состоянии

Ирина Владимировна, бывший уже заместитель начальника учреждения, показывает пачку приказов об увольнении:

– Это и руководители кружков, секций, уборщицы, бухгалтеры, дворники, коменданты, сантехники – 73 человека.

Люди уволены, но кружки в большинстве своем продолжают работать. Вход на Б.Покровскую, дом 30, детям и взрослым не закрыт. Руководство области и губернатор Валерий Шанцев договаривались с Минобороны, чтобы на переходный период социальная функция этого популярного культурного центра сохранялась. Охраняющие здание солдаты комендатуры Нижегородского кремля доброжелательны и корректны. Правда, говорят, оставаться на ночь в этом старинном, опустевшем особняке жутковато.

Процедура ликвидации ФГУ должна закончиться до 15 марта, потом начнется процесс передачи здания от Минобороны новому собственнику. Решения министра обороны Анатолия Сердюкова еще нет. Это может произойти мгновенно или затянуться. И вот как в этот период будет жить Дом – пока не очевидно.

Хотя в информпространстве давно курсирует слух, что здание обещано епархии чуть ли не премьер-министром Владимиром Путиным, теоретически существуют три варианта развития событий. Дом может быть продан с торгов, передан области (городу) или – самый обсуждаемый и вероятный – отойдет церкви. Правда, есть еще шанс, что здание закрепят за подведомственным Министерству обороны учреждением, но таковых в Нижнем не просматривается.

– Из Минобороны уже приходили бумаги на передачу здания епархии, – говорит бывший начальник ФГУ Владимир Тодосьев, – но я отказывался подписать их. Была проведена экспертиза документов, согласно которой это здание не является недвижимым имуществом религиозного назначения и, значит, не может быть передано безвозмездно в собственность РПЦ. Документы сейчас проверяются в Москве.

Судьба культурного центра, волнующая многих жителей Нижнего Новгорода, обсуждалась на совещании у губернатора, куда были приглашены представители 20-й армии, епархии, города. Социальному ведомству области дано поручение максимально сохранять кружки. Но, конечно, понятно, что после определения собственника перемены произойдут.

Содержание Дома, кружков обойдется недешево, потребуется ремонт и прочее, чтобы Дом офицеров не постигла судьба ДК им.Ленина или ДК УВД. Здесь сталкивается столько страстей и проблем…

Мы готовы бороться

– Я надеюсь, все для нас закончится позитивно, – говорит руководитель расположенного в Доме офицеров танцевального клуба “Лидер” Ирина Филянюшкина. – Во всяком случае, представители епархии, которые здесь были, заверяли, что хотят все оставить. Мы очень благодарны области, городу за то, что сумели договориться с Минобороны и позволили нам здесь пока заниматься. Хотя сейчас надо думать, как быть с уборкой помещений, туалетов, крыша течет, чистить надо, мусор вывозить, будем решать на собрании, придется, видимо, нанимать людей. Мы люди творческие, а теперь встают хозяйственные вопросы.

Но мы готовы бороться за это, чтобы нам разрешили здесь остаться. Потому что в центре города таких танцевальных залов с паркетом больше нет. Мы воспитали кучу чемпионов страны, наш клуб входит в десятку лучших по стране (федерация танцевального спорта). И если епархия пойдет нам навстречу, мы готовы сотрудничать с ней.

Обещать можно все

– Представители церкви уверяли, что все останется как есть, но я скептически отношусь к этим словам, – не так оптимистично настроен руководитель старейшего тренажерного зала города Сергей Суворов. – Обещать можно все что угодно, а собственник поменяется – и будет совсем другое направление. Хорошо, что с солдатами согласовали пропуск, и пока нам позволяют здесь работать, буду работать.

Ребята, те, кто занимается, готовы оплачивать занятия, но хотелось бы определенности. А трудовых договоров с нами пока никаких не заключено. Вот выдали выходное пособие за два месяца… Работу, конечно, можно найти, но ведь я (кстати, лейтенант запаса) обучался этой профессии и хотел бы уйти на пенсию с нее.

Фактически, все творческие личности, кто сейчас работает в Доме офицеров, находятся на птичьих правах.

Епархия идет навстречу

В Нижегородской епархии не скрывают, что процесс сдвинулся с мертвой точки. Однако оговариваются, все разговоры и планы касательно Дома офицеров нужно снабжать приставкой “если” – приказа Минобороны еще нет.

– Архивные документы четко свидетельствуют, что здание было создано по инициативе руководства Нижегородской епархии, содержалось на добровольные пожертвования священнослужителей, – говорит начальник отдела имущественно-правовых отношений епархии Ирина Шестакова. – Но процесс передачи здания может быть очень долгим. Крестовоздвиженский храм нам передавали три года. Что касается творческих объединений, кружков, если здание перейдет нам, никто не пострадает.

Когда владыка узнал, в каких условиях занимаются дети, он готов был взять все кружки под опеку. Даже “танец живота” (есть и такая студия в Доме. – Авт.)! Но область, город решили, что содержание кружков они должны все-таки взять на себя, потому что люди другой веры или неверующие могут неправильно трактовать участие православной церкви.

Хотя, по мнению некоторых представителей церкви, для спортивного сектора в Доме офицеров нет надлежащих условий. Поэтому лучше боксом и играми заниматься в ФОКах, которые власти сейчас активно строят.

Минобороны молчит

Достигнуты ли какие-то соглашения с епархией, поинтересовались мы в министерстве культуры области.

– Пока Министерством обороны не определена дальнейшая судьба Дома офицеров, говорить о достижении каких-либо соглашений преждевременно, – ответили в ведомстве. – Министерство культуры направило в епархию всю необходимую информацию о жанрах, количестве кружков, работающих в Доме офицеров, количестве посещающих их детей. Официального ответа от епархии о том, что она сохранит и возьмет на содержание все ныне действующие кружки, студии и секции, мы не получали, – официально известила нас заместитель министра культуры А.А.Забегалова.

– Какова судьба кружков, спортивных секций в этот переходный период?

– Еще в декабре 2010 года нижегородское министерство государственного имущества и земельных ресурсов обратилось в Министерство обороны РФ с предложением о заключении договора безвозмездной аренды с целью сохранения различных кружков и творческих студий. В случае его подписания областной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы, который является подведомственным учреждением министерства культуры, готов взять на себя всю работу, связанную с функционированием кружков, студий, расположенных в Доме офицеров, в том числе трудоустройство и оплату труда руководителей этих организаций. На сегодняшний день ответа из Минобороны РФ пока не поступило.

На выход

А для театра танца “Солнечный бестселлер” стало невозможным играть спектакли в доме на Покровке. Военные вывезли зрительские кресла из зала на 400 мест, где театр обычно давал представления. Творческий коллектив сейчас ищет аренду для репетиционного зала в Нижегородском и Советском районах и просит обращаться с предложениями по тел. 951-901-4530.

По мнению директора дружественного “Бестселлеру” Камерного театра Николая Коровина, уникальное расположение Дома офицеров заслуживает того, чтобы в нем был устроен культурно-досуговый центр.

– Там много помещений и залов, где творческим людям можно реализовываться. И терять такой объект жалко.

Сам Камерный театр уже полтора года назад покинул эти стены, переехав в Сормово, но по причинам, не связанным со сменой собственника здания. И теперь из Дома офицеров перебазируется и точка продаж билетов этого театра.

Тамара Никулина занята инвентаризацией достаточно богатой офицерской библиотеки, порядка 35 тысяч экземпляров. Есть и редкие труды Наполеона Бонапарта, довоенное издание, перевод с французского. Куда попадут эти книги? На военные склады, где, наверняка, сгинут, или в солдатские “избы-читальни”?

– Книги – это материальные ценности и будут использоваться по прямому назначению, – ответил нам заместитель командующего 20-й армией по воспитательной работе Олег Мосеев. – Библиотека, скорее всего, будет рассредоточена в местах, где базируются воинские части – в Копосове, Сормове и Дзержинске. В соответствующих помещениях, в комнатах для досуга.

– Мы выходили с предложением передачи фондов общедоступным библиотекам региона, – заявляют в минкультуры, – но собственник принял другое решение.

К слову, руководитель теруправления Росохранкультуры по ПФО Дмитрий Мусин уверен, что решения по библиотечному фонду не может быть принято до окончания инвентаризации.

А Мосеев в разговоре с корреспондентом “МК в НН” добавил так, между прочим:

– Есть уже несколько случаев по стране, когда распоряжение о передаче Домов офицеров городу или области принималось сразу же после личного приема у министра обороны.

Представители епархиального женского духовного училища не скрывают, что передача РПЦ Дома офицеров поможет решить их жилищный вопрос. Сейчас воспитанницы живут в тесноте, в кельях – до 12 девушек. И с нетерпением ждут переезда.

На ком крыша? 

Кто же сейчас в переходный период должен содержать, следить за порядком огромного здания, в котором занимаются дети? Конечно, балансодержатель – военные, председатель ликвидационной комиссии. Только вот какая заковыка.

Начальник Дома офицеров Владимир Тодосьев (который даже судился с Минобороны, чтобы не передавать здание епархии) уволен с должности еще в декабре, он год как в запасе и считает себя “свободным от армии”. И от роли начальника ликвидкомиссии открещивается – договор с ним на эту работу (когда материал готовился) не был подписан. Он ссылается на приказ командующего Западным округом, по которому ответственность за ликвидационные мероприятия (если руководитель комиссии уволен) передаются облвоенкомату (?!). Там нам не удалось получить комментарии, но, похоже, они не в восторге от такой перспективы.

В общем, так и непонятно, кто же будет чистить крышу (сосули там вырастают “армейских” размеров) и делать уборку в туалетах? Решать эти вопросы опять придется области и городу? Или епархии?

Директор женского епархиального училища Ольга Тюхова в интервью одному православному изданию сказала, что Дом требует огромных капитальных вложений:

– Мы видели там протекшие крыши, ржавые трубы и проваливающийся пол. Отапливается только часть здания, где работают кружки и находятся люди. Согласитесь, это и опасно. Ведь любое здание, если его не отапливать хотя бы год, постепенно приходит в негодность.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру