В Выксе возродится узкоколейка?

Проект молодого инженера ждет мецената

История выксунской узкоколейки берет начало в 1894 году, когда были заложены первые километры пути на участке от Пристани на Оке (Досчатое). На Нижневыксунском заводе организовали выпуск рельсов, стали прокладывать железную дорогу с колеей в 630 миллиметров. Сконструировали специальные вагончики, как для грузов, так и для рабочих. Они были открытыми и приводились в движение двумя лошадьми.
Проект молодого инженера ждет мецената

 В 1902 году ветка была протянута до посёлка Унор и далее в сторону Пустошки. На так называемое “25-е болото“ также была проложена узкоколейная железная дорога, по которой вывозили торф и лес. Сегодня она проходила бы мимо парка, где любят отдыхать выксунцы, и выходила бы в лес рядом с застройками микрорайона Жуковского.

В 1912 году поступили пять паровозов. Один из них – двухосный, с высокой трубой, получил прозвище “кукушка“.

Выксунские умельцы сконструировали пассажирские вагончики, которые имели свечное освещение и печное отопление. Они вмещали до 50 человек, в них перевозили рабочих и пассажиров до Вили и Досчатого.

К концу 1916 года протяженность дороги составляла 130 километров. Ветку Выкса -Навашино начали строить в 1917 году. К этому времени в Виле уже существовало паровозное депо. В 1925 году была построена ветка от Верхней Вереи к будущему Каменному Шолоху. Она соединила возникшие позднее поселки: Дедово, Указки, Каменный Шолох и Озерный.

В 1958 году на узкой колее впервые появились тепловозы. 20 октября 1978 года паровоз № 286 совершил свою последнюю поездку на Унор. С 1985 года он стоит на вечной стоянке на территории Выксунского металлургического завода. К концу XX века узкоколейная железная дорога превратилась в чисто пассажирскую. Для обеспечения жизни таких поселков, как Димара, Новый Лашман, Лесомашинный, Тупик, Домики, функционирование ее было крайне необходимо. Эти поселки жили только благодаря ей. Четыре раза в неделю из Выксы ходил пассажирский поезд из двух-трех вагонов. В 2005 году дорога была полностью разобрана.

Двадцатисемилетний инженер ВМЗ Юрий Акишин предлагает использовать брошенную и разваленную инфраструктуру узкоколейки в туристических целях.

- Мы имеем немало примеров создания туристических центров на базе маленьких городов, - говорит он. - Стоит вспомнить пример Суздаля или Мышкина. Выкса может привлечь туристов историей промышленности - от баташевских времен до наших дней. Так почему бы и не возродить хотя бы часть узкоколейки?

Стоит заметить, что за рубежом железнодорожный туризм играет немаловажную роль в индустрии развлечений. Например, в США поездка на “винтажном“ паровозе со всеми “прибамбасами“ (в программу даже входит нападение индейцев) стоит несколько сотен долларов. А красоты Альп открываются из окон вагончиков поезда, едущего со скоростью 60 километров в час по узкой колее Румынии, где туристы могут увидеть замок Дракулы, а в Словении — соленые озера. В соседней Украине такой туризм становится все более популярным и прибыльным. Узкоколейные маршруты проложены на Ровенщине, на Львовщине, в Закарпатье и в Ивано-Франковске.

По подсчетам Акишина, изготовление километра рельсов (без укладки) обойдется примерно в полмиллиона рублей. Понятно, что возродить всю узкоколейку нереально и вряд ли целесообразно. А вот воссоздать пару километров пути вполне возможно. По нему будет ходить дрезина с вагончиками.

Свой проект Юрий презентовал на Баташевских чтениях - своеобразном выксунском инвестиционном форуме. Идеи молодого инженера органично влились в проект “Выкса – музей-заповедник промышленного наследия“. В рамках этого проекта металлургический завод передает в пользование городу часть территории Верхнего завода. Она включает исторически значимые фрагменты, в числе которых – бывшие литейные мастерские кроватного цеха. В перспективе намечено на их базе возродить кузнечное и литейное ремесла.

- Линия узкоколейки может стартовать от того же Верхнего завода, - увлеченно рассказывает Юрий.- Она оригинально впишется в общую экскурсионную программу. Районная и городская власть поддерживают мой проект. Остается найти инвестора… По проекту Акишина создана рабочая группа, которая пока занята поиском останков когда-то существовавшей узкоколейки. Уже найдены паровоз, один вагон, цистерна и семафор. На первом этапе планируется собрать все, что есть, в одном месте.

- Обидно, что мы сначала рушим, а потом пытаемся возродить, – вздыхает заместитель главы администрации города Выксы Александр Исаев. - Идея возрождения узкоколейки – перспективная, и есть круг заинтересованных в этом лиц. Ведь часть рельсов сохранилась, остается только положить их заново. Я сам в детстве ездил по узкоколейке и уверен, что она придется по вкусу не только жителям нашего города. Но на реализацию этого проекта своими силами потребуется около десяти лет - есть более насущные нужды. Если, конечно, не найдутся структуры, готовые разом вложиться в это.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру