Семья в законе

Взгляд изнутри

Взгляд изнутри

История матери-одиночки Людмилы Бугановой за короткий срок стала сенсацией на страницах воронежских СМИ. Судьба женщины, ограниченной судом в родительских правах по причине инвалидности и низкого дохода, не оставила людей равнодушными. Эта история послужила своего рода лакмусовой бумажкой для работы органов опеки и социальной защиты. Порой действия организаций, стоящих на страже детства, бывают весьма необъективны. Часто с легкой руки чиновников армию воспитанников интернатов пополняют дети благополучных, но малообеспеченных родителей. А несчастные ребята из семей алкоголиков и наркоманов вынуждены годами с риском для жизни ожидать спасительного для них решения суда.

Предыстория

В свое время мне довелось работать в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Поэтому с ситуацией в так называемых “кризисных семьях” я знакома не понаслышке. Иногда сотрудники органов опеки перегибают палку, делая всевозможные поблажки матерям, не заботящимся о воспитании своих детей, а страдают от этого в первую очередь несчастные ребятишки.

Родители, употребляющие наркотики и спиртные напитки, несмотря на многочисленные увещевания, зачастую продолжают вести привычный образ жизни, отыгрываясь в пьяном угаре на своих отпрысках. Как следствие — загубленные детские судьбы, искалеченные психика и здоровье, отставание в развитии и множество других бед.

В то же время чиновники порой бывают излишне придирчивы к многодетным, неполным и просто малообеспеченным семьям, в которых царят мир и согласие, но для полноценного существования не хватает лишь одного — денег. Все чаще вместо обещанной государством материальной поддержки несчастным родителям приходится слышать от “доброжелательных” сотрудников отдела опеки и попечительства предложение отдать ребенка в интернат или социальный приют. То есть фактически разлучить детей с семьей. Получается парадокс: политика государства направлена на пропаганду семейных ценностей, но в то же время власти считают себя вправе разрушать семью изнутри, а спасение утопающих было и остается делом рук самих утопающих.

В качестве примера хотелось бы привести две типичные истории, отражающие ситуацию изнутри.


Антонина. Случай из моей практики

Антонине 30 лет. До переезда в Воронежскую область женщина жила с мужем и двумя дочерьми в деревне под Тулой. Развелась, забрала детей, вернулась к родителям, от случайного поклонника родила сына… Обычная история, каких в России великое множество.

Но Антонина, несмотря на столь молодой возраст, уже успела заработать себе дурную славу. Женщина беспробудно пьет и ведет разгульный образ жизни. Воспитанием детей Антонина старалась себя не утруждать. Пока мама кутила с многочисленными приятелями, ребята находились на попечении вечно пьяных бабушки и дедушки. Нетрудно догадаться, какое “воспитание” дети Антонины получили в родных стенах.

Старшая девочка, Настя, в этом году оканчивает второй класс. Читает и пишет с большим трудом, об окружающем мире имеет смутное представление. Средняя, Таня — чудесный ангелочек с огромными глазами — научилась разговаривать в том возрасте, когда ее ровесники уже начинают осваивать таблицу умножения. Младшему Диме нет еще и пяти лет. Худенький хрупкий мальчик часто болеет — сказывается тяжелое детство. До момента изъятия из семьи ребенок ни разу не был на улице.

Многодетной матерью органы опеки и социальной защиты заинтересовались еще несколько лет назад. Все это время Антонина игнорировала любые попытки взаимодействия с ней: не являлась на заседания комиссии по делам несовершеннолетних, а когда Настю, Таню и Диму наконец забрали в социально-реабилитационный центр — ни разу их не навестила. Отсутствие детей окончательно развязало Антонине руки. Вместо того чтобы воспользоваться бесконечными шансами на исправление, женщина ударилась во все тяжкие: запои продолжились с новой силой.

В прошлом году Антонина была лишена родительских прав. Ее бывший муж, проживающий сейчас в Тамбове с новой семьей, отказался забрать к себе детей. Сейчас Таня, Настя и Дима находятся в Калачеевском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Следующий учебный год ребята встретят в интернате.

Решение суда не помешало насладиться женщине очередной радостью материнства — по словам односельчан, недавно Антонина родила четвертого ребенка.


Марина. Победа материнского сердца

Марине в этом году исполнится 19 лет. Совсем юная девушка, еще бы на танцы ходить да с подружками гулять! Но судьба приготовила ей иную стезю.

Дело в том, что Марина — круглая сирота. После смерти родителей девочка попала в интернат. Из родственников осталась только родная сестра — законченная наркоманка, связей с которой Марина не поддерживает.

Отучившись, девушка стала встречаться с парнем. Забеременела, ребенка решила оставить. По истечении положенного срока Марина произвела на свет чудесного здорового сынишку и тут же попала в немилость чиновников.

— После родов мы с Ваней были вынуждены лечь в больницу, — рассказывает Марина. — Однажды в палату пришла заведующая отделением и попросила оставить ребенка, мотивируя это тем, что я несовершеннолетняя и у меня нет средств, чтобы содержать его. Конечно же, я отказалась. Не для того я родила сына, чтобы отдать его в чужие руки! Сиротской доли я в свое время хлебнула сполна, и своему ребенку я ее не пожелала бы.

На тот момент в детской больнице лежали трое брошенных младенцев. Несчастные малыши, столкнувшиеся с предательством еще в начале жизни, произвели на Марину неизгладимое впечатление. И девушка решила: что бы ни случилось — она будет бороться за сына до конца.

Терпению девушки можно только позавидовать. За право называться матерью Марине пришлось вести с чиновниками нешуточные баталии. Сотрудники органов опеки настойчиво требовали отдать Ваню в Дом малютки, угрожали, что ребенка заберут насильно.

Беда не приходит одна. Марина рассталась с отцом ребенка и осталась без жилья и средств к существованию. В наследство от родителей ей остался небольшой домишко на окраине Воронежа. Но пока девушка находилась в интернате, сестра-наркоманка сожгла его. Чтобы получить субсидии на ремонт жилья по государственной программе “Молодая семья”, Марина собрала необходимые документы, но чиновники отказали ей.

Сейчас девушка живет на съемной квартире и получает пособие по безработице. Волонтеры из благотворительной организации “Общие дети” оказывают ей помощь в виде вещей и средств гигиены для ребенка. В будущем Марина планирует устроить Ваню в ясли, пойти работать и заочно поступить в техникум или институт.

— Мне удалось отстоять сына у чиновников, — с гордостью заявляет Марина. — Видимо, они испугались моей решительности! Поверьте, я сделаю все, чтобы мой Ванечка рос в полноценной семье. Я очень люблю его и никому не отдам!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру