Земные бактерии могут жить на спутнике Юпитера

Уникальный эксперимент проводился в лабораторных условиях

Пока еще ученые не получили реальных доказательств того, что где-то в космическом пространстве может существовать жизнь. Зато исследователям из Аргентины и Бразилии недавно удалось выяснить, что некоторые виды земных микроорганизмов способны существовать на Европе — спутнике Юпитера. Правда, речь идет лишь о так называемых бактериях-экстремофилах.

Уникальный эксперимент проводился в лабораторных условиях
Европа. Изображение: russnews.info

Пока еще ученые не получили реальных доказательств того, что где-то в космическом пространстве может существовать жизнь. Зато исследователям из Аргентины и Бразилии недавно удалось выяснить, что некоторые виды земных микроорганизмов способны существовать на Европе — спутнике Юпитера. Правда, речь идет лишь о так называемых бактериях-экстремофилах, рассказывает dom-tehnika.

Экстремофилами называют микроорганизмы, способные адаптироваться к самым экстремальным условиям окружающей среды. Например, они могут жить в жерлах вулканов, в очень загазованной атмосфере, при сверхвысоких или сверхнизких температурах, при повышенной радиации, в растворах с повышенной концентрацией соли.

Довольно распространена также гипотеза о переносе форм космической жизни на поверхности метеоритов и астероидов. Считается, что таким образом могла быть занесена жизнь и на Землю. Но ясно, что для того, чтобы выжить в чуждых условиях, живые организмы должны обладать особенностями, позволяющими им приспосабливаться к новой окружающей среде.

Для эксперимента, проводившегося в Бразильской лаборатории синхротронного света, были взяты археи Natrialba magadii, Haloferax volcanii и бактерии Deinococcus radiodurans. Ученые собирались выяснить, насколько хорошо эти микроорганизмы способны перенести космический перелет (скажем, на астероиде), а также нахождение на поверхности небесного тела.

Для этого они поместили микроорганизмы в виде тонких пленок в камеру, внутри которой были смоделированы условия, аналогичные тем, что существуют на Европе. Европу, открытую в 1610 году Галилео Галилеем, называют также иногда Юпитером II. Она является шестым спутником планеты Юпитер и одним из самых крупных спутников Солнечной системы (ее диаметр чуть больше 3 100 километров). Тело состоит в основном из силикатных пород, а в его центре, скорее всего, находится железное ядро. Поверхность его покрыта гладким ледяным панцирем толщиной 10-30 километров, в котором кое-где виднеются трещины и разломы.

Ученые на основании данных, полученных космическими аппаратами "Вояджер" и "Галилео", выдвинули предположение, что подо льдом может лежать океан жидкой воды, в котором, возможно, присутствуют какие-то формы микрожизни. Температура поверхности Европы составляет 150-190 градусов ниже нуля по Цельсию. На поверхности наблюдается высокий уровень радиации (около 5400 миллизивертов) в день, поскольку орбита спутника проходит через радиационный пояс Юпитера.

В 1997 году "Галилео" подтвердил наличие на юпитерианском спутнике разреженной ионосферы, созданной солнечной радиацией и заряженными частицами, попадающими сюда из магнитосферы Юпитера, а следовательно, можно говорить о существовании здесь атмосферы. Основным ее элементом является кислород, но, в отличие от земного, он не биологического происхождения, а формируется посредством радиолиза (так называют процесс разложения молекул под воздействием радиации).

Выглядит это следующим образом. Солнечный ультрафиолет и заряженные частицы от магнитосферы Юпитера, сталкиваясь с ледяной поверхностью спутника, расщепляют воду на кислород и водород, которые, адсорбируясь, "распыляются" в пространство, а затем под воздействием радиации покидают поверхность. Эти два сбалансированных процесса и способствуют формированию на Европе атмосферы.

Итак, чтобы максимально приблизить экспериментальные условия к реальным, существующим на Европе, ученые позаботились о создании внутри камеры крайне разреженной атмосферы, а кроме того, подвергли ее "обитателей" воздействию ультрафиолетового излучения. В результате H. volcanii полностью погибли, из N. magadii выжили около 0,1 процента, а из D. radiodurans — примерно од ин процент.

Однако некоторое количество уцелевших бактерий еще ничего не доказывает. Во-первых, эксперимент проводился в лабораторных условиях, которые могут все-таки отличаться от реальных.

Во-вторых, он длился всего три часа, тогда как реальный полет астероида от одной планеты до другой может продолжаться миллионы лет, и не факт, что за это время все микроорганизмы не погибнут. Так что данный опыт опять же не доказывает возможности жизни на других планетах. Но он может иметь прикладное значение.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру