Открытие: Как функционировал солнечный камень викингов

Скандинавские завоеватели определяли своё положение в море даже тогда, когда небо затягивалось облаками

Сама идея «поляроидного зрения» викингов была предложена учёными более сорока лет назад. И лишь теперь она получила новое подтверждение. Экспериментаторы объяснили теоретически и продемонстрировали на опыте, как древние мореплаватели использовали определённый минерал для навигации в пасмурную погоду.

Фото: http://goodies.freeservers.com/vikship.jpg

Команда исследователей из Канады, Франции и США сделала серию опытов, из которых следует, что легендарный cолнечный камень викингов представлял собой исландский шпат - поляризующий свет кристалл с двойным лучепреломлением.

Из древних источников мы знаем, что скандинавы умели определять своё положение в море даже в те моменты, когда небо затягивалось облаками и на глаз сложно было выявить положение солнца. Магнитный компас мореходам той эпохи был неизвестен. Наконец, на звёзды в летние месяцы да в высоких широтах (около полярного круга) рассчитывать, по понятным причинам, викингам было трудно.

Еще в начале 2011 года другая группа специалистов провела обширные теоретические и практические исследования, продемонстрировав, что целая серия минералов благодаря своим поляризующим свойствам могла сыграть роль cолнечного камня, выручавшего викингов во время путешествий в Америку.

Глядя на небо сквозь такой минерал и вращая его, мореходы отслеживали колебания яркости лучей. Эти колебания вызваны тем фактом, что солнечный свет, даже профильтрованный туманом и облаками, сохраняет на небосводе специфическую картину поляризации, на которую реагирует кристалл-поляроид.

Для определения сторон света викингам был необходим солнечный камень с заранее нанесёнными метками на верхней и нижней гранях кристалла, которые нужно было располагать определённым образом. Картинка: dmeijers.home.xs4all.nl+nasa.gov=membrana.ru.

Учёные доказали в той работе, что принцип ориентирования по поляризованному свету в целом работает, хотя надёжность и точность его – не так уж велики.

Но теперь экспериментаторы обнаружили, что исландский шпат не просто замечательно подходит на роль солнечного камня, но и позволяет ориентироваться в пространстве с высокой точностью.

Эксперты выяснили, что выравнивая интенсивность так называемых обыкновенного и необыкновенного пучков, прошедших сквозь кристалл, можно узнать направление на солнце с погрешностью в несколько градусов.

Источник: Membrana