Homo sapiens покинул Африку на 40 тысяч лет раньше, чем думали

Ученые из Бирмингемского университета обнаружили признаки существования неизвестной ветви миграции

Международная команда археологов обнаружила в Омане - арабском государстве южной части Аравийского полуострова - следы древних людей, покинувших первую "колыбель" человечества, Африку, примерно 106 тысяч лет назад, за 30-40 тысяч лет до предполагаемой эпохи колонизации Земли современными людьми.

Ученые из Бирмингемского университета обнаружили признаки существования неизвестной  ветви миграции
Фото: http://donbass.ua/multimedia/images/news/original/2010/09/21/namib.jpg

На сегодняшний день существует две основных гипотезы колонизации всех континентов Земли нашими предшественниками. Основной считается так называемый "ближневосточный" вариант, или "ливанский коридор" на языке палеонтологии. Сторонники этой гипотезы считают, что человечество сначала проникло на Ближний Восток через территорию Ливана и только после этого заселило Европу, Азию и Америку.

Альтернативная гипотеза предполагает множество "волн" миграции - существуют палеонтологические и генетические свидетельства того, что первые современные люди могли сначала появиться в Южной Азии, Австралии и Микронезии.

Джеффри Роуз из Бирмингемского университета (Великобритания) и его коллеги обнаружили признаки существования еще одной ветви миграции, изучая орудия труда, найденные на раскопках в провинции Дхофар в юго-западной части Омана.

Минеральные отложения в этой области относятся к так называемому позднему нубийскому комплексу - пластам пород, сложившимся примерно 128-74 тысячи лет назад. Это время соответствует среднему каменному веку Африки - переходному периоду в истории человечества, во время которого древние протолюди стали уступать место человеку современного вида - Homo sapiens. "Следы" древних людей из этой эпохи были обнаружены в пещерах Бломбос в Южной Африке и Тафоральт в восточной части Морокко.

Коллектив археологов под руководством Роуза провел раскопки в зонах с отложениями позднего нубийского комплекса на территории Омана и обнаружил множество орудий труда на стоянках Айбут-аль-Ауваль, Айбут-аль-Тани, Мудай-ас-Содх и Джебель-Санура. В этой местности когда-то протекала древняя река, на берегу которой оказалось погребено множество каменных инструментов, изготовленных древними людьми.

Устройство и форма каменных наконечников оказалась очень похожей на известные науке артефакты среднего каменного века из Марокко и Южной Африки. Такие орудия труда ассоциируются с так называемой индустрией Леваллуа - семейству относительно сложных орудий труда, которые изготовлялись поздними неандертальцами и ранними кроманьонцами - предками современных людей.

Возраст органических останков можно достаточно легко определить по содержанию в них изотопов углерода. Как правило, палеонтологи определяют время захоронения каменных орудий труда и других неорганических "следов" человека по косвенным признакам - характеру залегания пород или при помощи сравнения других изотопов.

Ученые проанализировали состав и возраст пород, между которыми залегали древние артефакты, и вычислили время, которое орудия труда провели в их "плену". Это число приближается к 106 тысячам лет, что на 30-40 тысяч лет раньше предполагаемого времени исхода человека из Африки.

Кроме того, эти находки противоречат теории прибрежной миграции древних колонистов из Африки - все эти стоянки находились далеко от побережья моря. Ученые полагают, что это можно объяснить особой привлекательностью древней Аравии в глазах ее африканских "гостей".