Ученые наткнулись на микробов, которые живут в марсианских условиях

Американские ученые обнаружили бактерий, которые обитают в условиях, напоминающих марсианские: они живут в вечной мерзлоте и питаются оливином - минералом вулканического происхождения, залежи которого существуют на Луне и скорее всего присутствуют и на Марсе.

"Эти микробы принадлежат к числу наиболее распространенных родов бактерий на нашей планете. Вы можете найти их родственниц на стенах пещер, на вашей коже, на дне океана - в общем, в любом месте. Что их отличает от "обычных" бактерий, это уникальная способность к выживанию, которая позволяет им расти и развиваться в марсианских условиях", - заявляет одна из участниц группы Эми Смит из университета штата Орегон в городе Корваллис (США).

Группа биологов под руководством Мартина Фиска из университета штата Орегон проводили исследования в пещере Саус Айс в американских Каскадных горах, которая возвышается над уровнем моря на 1,5 тысячи метров. В этой пещере круглый год царят низкие температуры и отсутствуют любые формы жизни, в том числе, и известные микроорганизмы-экстремофилы.

Фиск и его коллеги обнаружили, что некоторые лавовые трубки из оливина - полые каналы, оставленные потоками лавы - были покрыты пятнами, напоминающими "следы" бактерий, питающихся неорганическими веществами и углекислым газом. Ни один из известных науке микробов не питается оливином, поэтому ученые взяли несколько проб местных пород и попытались найти колонии бактерий в своей лаборатории.

Наиболее эффективным поглотителем оливина стала бактерия Pseudomonas sp. HerB. Этот микроорганизм является своего рода "универсалом" - он предпочитает питаться органическими веществами в присутствии кислорода, однако при его отсутствии может переключиться на минеральное сырье в виде оливина и углекислого газа.

Убедившись в "марсианских" пищевых предпочтениях бактерии, ученые проверили морозостойкость этого микроорганизма. Они поместили сосуды с колониями Pseudomonas в холодильные установки, поддерживающие стабильную температуру на уровне в 5 и 15 градусов Цельсия.

Оказалось, что микроорганизм неплохо чувствует себя при низкой температуре и достигает пика своего роста при 15 градусах тепла. Такие условия могут существовать на небольшой глубине под поверхностью Марса.