“Фобосу” назначили место падения

По мнению американцев, это афганский город Мирабад

Настоящий момент истины наступил для Роскосмоса. 28 декабря, должна стартовать ракета «Союз-2.1а» с шестью (!) американскими спутниками на борту. В Роскосмосе решили не переносить дату пуска, несмотря на неудачу, которую потерпела 23 декабря аналогичная ракета «Союз-2.1б». А вот американское стратегическое командование опубликовало во вторник свои расчеты по поводу того, куда могут угодить обломки неудачно стартовавшего «Фобос-грунта».

По мнению американцев, это афганский город Мирабад

Итак, согласно американским подсчетам, межпланетная станция «Фобос-грунт», запущенная 9 ноября, но так и не долетевшая до Марса, войдет в атмосферу 14 января и упадет на юго-западе Афганистана, в провинции Гельменд. Указаны даже точное время и место: около 22.27 по Гринвичу 13 января на юго-западе Афганистана, недалеко от города Мирабад. Или все-таки не упадет?

— Никакие, даже сверхсовременные средства, имеющиеся у американцев или у кого-либо еще в мире, не могут за полмесяца определить место падения космического обломка, да еще с точностью до минуты! — пояснил нам эксперт Роскосмоса. — Понятно, что высчитать это они могли только при помощи математических уравнений, заложив в них такие данные, как высоту аппарата, скорость его вращения вокруг Земли, плотность атмосферы и пр. Причем плотность атмосферы — это одна из самых непредсказуемых переменных, от которой зависит время схода космического аппарата с орбиты. Ее изменения, на которые влияет множество факторов, включая солнечную активность, можно прогнозировать лишь за сутки. Произойдет вспышка на Солнце — атмосфера станет плотнее, и космический мусор будет тормозить быстрее. И где неуправляемый аппарат приземлится, одному богу известно. Поэтому, все, что мы сегодня слышим от американцев, — это чистой воды пиар. Который ни на чем не основан.

графика: Иван Скрипалев

А что же афганцы? Американцы, наверное, надеялись, что до смерти напугали бедных азиатов. «Мы ничего не слышали об этом, — пояснил „МК“ советник посольства Барьялай Собир Барья. — Нам надо подумать об этом».

Как уже было сказано, ни одна страна не застрахована от падения осколков «Фобос-грунта». В случае попадания их на территорию другого государства, как сообщили нам в пресс-службе Роскосмоса, мы будем действовать согласно Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 года. Она предполагает выплату компенсации. Размер ее определяет комиссия, в которую обязательно должны входить представители пострадавшей страны и страны, запустившей космический аппарат. Если же обломки упадут на пустырь и не повлекут никаких разрушений, то возмещения ущерба не потребуется.

Между тем руководство Федерального космического агентства решило отложить дату запуска ракеты-носителя «Протон-М». Она должна была стартовать 27 декабря с голландским спутником связи на борту. Однако из-за обнаруженной неисправности комплекса командных приборов разгонного блока ее решено снять со стартового комплекса до устранения неполадки.