Древний квазикристалл из Корякского нагорья оказался частью космического объекта

Американские и европейские геологи обнаружили, что фрагмент редкого минерала хатыркита из единственного в мире месторождения квазикристаллов на российском Корякском нагорье оказался частью древнего метеорита возрастом в 4,5 миллиарда лет.

Квазикристаллы представляют собой особую форму организации материи, практически не встречающейся в природе. Они называются так потому, что их кристаллическая решетка имеет не только периодическое строение, но и обладает осями симметрии разных порядков, существование которых ранее противоречило представлениям кристаллографов.

Существование таких кристаллов было предсказано в начале 1980-х годов. В 1982 году израильский ученый Даниэль Шехтман доказал возможность существования этих объектов, за что получил Нобелевскую премию по химии 2011 года. В настоящее время насчитывается около сотни разновидностей квазикристаллов.

Пол Штайнхардт (Paul Steinhardt) из Принстонского университета (США) и его коллеги изучили ранее открытую ими единственную природную разновидность квазикристаллов - икосаэдрит. Он состоит из алюминия, железа и меди, атомы которых выстроены в виде двадцатигранника.

Весной 2011 года группа геологов под руководством Штайнхардта обнаружила квазикристалл внутри образца хатыркита. Этот минерал обнаружил российский геолог Валерий Крячко в ходе исследования русла реки Хатырка на Чукотке в районе Корякского нагорья в 1979 году.