Черная дыра оказалась в окружении молодых звезд

Это единственная черная дыра с промежуточной массой, которую ученым удалось обнаружить

Астрономы обнаружили скопление молодых голубых звезд, окружающих первую черную дыру с промежуточной массой. Наличие звездного скопления показывает, что черная дыра была когда-то в центре ныне распавшейся карликовой галактики.

Star cluster surrounds wayward black hole in cannibal galaxy ESO 243-49 (unlabelled). Credit: NASA, ESA, and S. Farrell (University of Sydney, Australia and University of Leicester, UK)

"Впервые мы получили свидетельство происхождения черной дыры среднего веса", заявил Матье Сервиллат, который работал в Гарвард-Смитсоновском центре астрофизики в Кембридже, штат Массачусетс, когда это исследование проводилось.

Шон Фаррелл из Сиднейского института астрономии в Австралии обнаружил эту необычную черную дыру еще в 2009 году с помощью рентгеновского космического телескопа XMM-Newton Европейского космического агентства, рассказывает infuture.ru. Известный как гипер-световой источник рентгеновского излучения 1 (HLX-1), эта черная дыра весит 20 000 масс Солнца и находится на краю галактики ESO 243-49, которая находится в 290 миллионах световых лет от Земли.

Фаррелл и его команда наблюдали за HLX-1 одновременно с помощью телескопов Swift в рентгеновском и Хаббл в инфракрасном, оптическом и ультрафиолетовом диапазонах. Интенсивность и цвет света показывают скопления молодых звезд (250 световых лет в поперечнике), окружающие черную дыру. Хаббл не может рассмотреть звезды индивидуально, так как подозреваемый кластер находится слишком далеко. Яркость и цвета в соответствии с другими кластерами молодых звезд наблюдаются и в других галактиках.

Такие молодые скопления звезд, как правило, видели в близлежащих галактиках, но не за пределами плоского звездного диска, как у HLX-1. Лучшим объяснением является то, что HLX-1 раньше принадлежала карликовой галактике, которую затем поглотила ESO 243-49. Процесс объединения стимулировал звездообразование, и чёрная дыра вместе с остатками ядерного балджа галактики оказалась окружена молодыми светилами.

Фаррелл и Сервиллат предполагают, что звездному скоплению должно быть не менее 200 миллионов лет. Это означает, что большая часть звезд образовались после столкновения карлика с большой галактикой. Возраст звезд рассказывает о том, как давно две галактики врезались друг в друга.

Открытие черной дыры и звездного скопления имеет важные последствия для понимания эволюции сверхмассивных черных дыр и галактик.