Учёные нашли родину легендарного ледяного человека Отци

Альпийский “ледяной человек” Отци неожиданно оказался родственником сардинцев

Анализ ДНК 5000-летней ледяной мумии человека эпохи халколита Отци (Oetzi), обнаруженной в 1991 году в Тирольских Альпах, позволил установить, что у "ледяного человека" были карие глаза и кровь первой группы.

Альпийский “ледяной человек” Отци неожиданно оказался родственником сардинцев
Фото: http://www.crystalinks.com/otzi_ice2.jpg

По итогам исследования также выяснилось, что Отци страдал от гиполактазии (непереносимости лактозы) и был предрасположен к сердечно-сосудистым заболеваниям.

Группа палеогенетиков из Института изучения мумий в городе Больцано в Италии, возглавляемая профессором Альбертом Цинком, обнаружила в теле Отци бактерию Borrelia burgdorferi, являющуюся переносчиком болезни Лайма, также известной как клещевый боррелиоз.
Ранее было установлено, что древний человек погиб из-за удара копьем в плечо.

Тело Отци или Эци (известного в других странах как Симилаунский человек или Тирольский ледяной человек), обнаруженное немецкими туристами вмерзшим в ледник Симилаун в долине Эцталь, является старейшей и наиболее тщательно изученной мумией человека.

Ученые провели два типа генетического анализа Отци. В 2008 году был завершен полный анализ митохондриальной ДНК мумии, а теперь, спустя почти четыре года, они опубликовали результаты анализа ядерной ДНК - более редкой и труднодоступной части человеческого генома.

Генетики выяснили, что по родству Отци был ближе к современным жителям южной Европы, обитающим на островах Сардиния и Корсика в Тирренском море, а не к обитателям альпийских регионов.

По мнению специалистов, этот факт соответствует представлениям ученых о миграционных тенденциях того периода: предки Отци пришли в Альпы с Ближнего Востока по мере распространения земледелия, а оттуда позже мигрировали в направлении Средиземноморья.

"Мы изучали "ледяного человека" 20 лет, - говорит профессор Цинк. - Многое о нем нам уже известно - где он жил, как погиб - но до недавних пор мы практически ничего не знали о его генетике".
"Нам удалось установить его полный генетический портрет благодаря новому методу анализа - секвенированию целого генома из всего одной пробы, которое в прошлом было невозможно", - поясняет специалист.

«Ледяной человек» был найден в Альпах на границе Италии и Австрии в 1991 году. Первоначально считалось, что это погибший альпинист, однако затем выяснилось, что мумифицированному телу более 5 тысяч лет - останки Отци были датированы периодом с 3365 года по 3118 год до нашей эры. «Ледяной человек» погиб от стрелы, попавшей в плечо.

Фото: BBC