Откопана гигантская блоха Юрского периода

Палеонтологи откопали гигантскую блоху Юрского периода в Китае

Международная группа палеонтологов обнаружила в Китае окаменелые останки гигантской блохи размером в два сантиметра - это насекомое обитало в толще перьев динозавров или других крупных животных Юрского периода примерно 165 миллионов лет назад.

Палеонтологи откопали гигантскую блоху Юрского периода в Китае
© Фото: D. Huang et al, Nature

Группа ученых под руководством Ди-ин Хуана из Института геологии и палеонтологии Китайской академии наук в городе Нанкин проводила раскопки во Внутренней Монголии и в соседней с ней провинции Ляонин. В первом регионе расположена геологическая формация Цзюлуншань, породы которой сформировались в середине Юрского периода 165 миллионов лет назад. В провинции Ляонин находится отложения Исяньской формации, сложившиеся 125 миллионов лет назад, в начале Мелового периода.

Здесь ученые обнаружили девять окаменевших останков насекомых, напоминавших по своим очертаниям современных кровососущих блох. Хуан и его коллеги обработали окаменелости при помощи крепкого спирта для увеличения контрастности изображения, сделали несколько фотоснимков и изучили древних блох.

Оказалось, что насекомые из юрских отложений принадлежат к одному роду, но представляют собой два отдельных вида. Все блохи из окаменелостей мелового периода относятся к одному виду, который, по всей видимости, является потомком их юрских родичей.

Как отмечают палеонтологи, юрские "кровососы" были заметно крупнее их современных наследников - размеры самки составляли примерно 1,5-2 сантиметра, а самца - 0,8-1,5 сантиметра. Для сравнения, современные блохи достигают длины 1,5 - 3,3 миллиметра. Насекомые из мелового периода совпадали по размерам со своими юрскими предками и лишь незначительно отличались от них.

Все эти насекомые были лишены специфической черты современных кровососущих блох - длинных и мощных задних ног, приспособленных для совершения прыжков. При этом они обладали развитым кровососущим аппаратом, позволявшим им пронзать кожу жертвы и добираться до кровеносных сосудов.

Хоботок и челюсти блох сохраняли черты древних скорпионовых мух из рода Aneuretopsychidae, которые питались растительным нектаром. По всей видимости, предки юрских и меловых кровососов вели схожий образ жизни, но потом перешли на кровяную "диету", потеряли крылья и приобрели специальные приспособления для жизни на теле своей жертвы. Как полагают ученые, последний общий предок скорпионовых мух и блох жил в Пермском периоде (255 миллионов лет назад), после чего их пути разделились.

Хуан и его коллеги полагают, что эти блохи вряд ли могли быть паразитами первых примитивных млекопитающих, так как их большие размеры и небольшие габариты первых теплокровных делали это маловероятным. Поэтому, такие насекомые могли пить кровь первых динозавров, отказавшихся от чешуи в пользу перьевого покрова. Эта гипотеза подкрепляется тем, что примерно в эту эпоху начали появляться первые пернатые динозавры.