Журналистов поджарили супер-оружием

Новинка армии США оказалась весьма энергоемкой

Детище американских военных инженеров, стоившее Пентагону не менее $120 млн. и 15 лет работы, прошло очередное успешное испытание. Речь идет о «болевом луче», а точнее об оружии Системы активного противодействия (active denial system), которое не может никого убить, однако способно обратить «живые мишени» в бегство. «МК» публикует отрывки из статьи американского журналиста, присутствовавшего на демонстрации силы «болевого луча».

Новинка армии США оказалась весьма энергоемкой

Объединенная дирекция по нелетальному вооружению (JNLWD), курирующая этот проект, уже проводила похожие испытания в 2007 году. Тогда власти полагали, что «болевой луч» поступит на вооружение морской пехоты размещенной в Ираке к 2008 году. Вместо этого, как пишет газета Stars and Stripes, в 2010 году оружие отправили в Афганистан, откуда вскоре его отправили обратно, так ни разу им и не воспользовавшись. Тогда талибы использовали новинку Пентагона в пропагандистских целях, заявляя, что американцы поджаривают, заражают раком и стерилизуют афганцев своим лучом. Теперь, как говорит полковник морской пехоты и директор JNLWD Трейси Тафолла, технология «дозрела» (убойная дальность луча увеличилась до 1 км) и оружие готово к применению, что и было продемонстрировано на базе в Квантико, штат Вирджиния. Корреспондент журнала Wired Спенсер Экерман, ставший подопытным кроликом, описал свои впечатления от увиденного:

«Старший офицер, стоявший на безветренном, поросшим травой поле военной базы морской пехоты, поманил меня к месту между четырьмя отметками, где оранжевой краской был нарисован крест. Мне посоветовали прыгать из стороны в сторону, когда жар станет нестерпимым. Какая разница, подумал я, он ведь меня не сожжет. Я не мог видеть „болевого луча“, несмотря на то, что оружие было взгромождено на двух внушительных с виду грузовиках. Одна модель представляла из себя зеленый Хаммер, на верху которого был установлен огромный черный экран по соседству с пулеметной башенкой; другая, значительно больше, стояла на платформе восьмиколесного грузовика. Экипаж называл маленькую модель Ральфом, а ту что побольше Пити. Но Ральф и Пити находились на расстоянии семи футбольных полей — намного дальше, чем радиус действия любого другого нелетального оружия, и потому они не выглядели угрожающе. Как выяснилось, чисто журналистская самонадеянность.

Когда по радио раздался сигнал стрелять по мне, не было никакого предупреждения — ни вспышки, ни запаха, из звука. Внезапно мою грудь и шею как будто обдало печным жаром. В меня запустили лучом силой 12 джоулей на квадратный сантиметр. Моего любопытства хватило примерно на 2 секунды, прежде чем мое тело, взяв на себя контроль, дернуло меня с пути, по которому шел луч. Я чувствовал жар еще добрых десять секунд после воздействия. Потом я вернулся на секунду, и решил — третью попытку я делать точно не хочу».

Помимо журналистов «лучевую пушку» проверили на морских пехотинцах, изображавших агрессивных демонстрантов. Морпехи в гражданском стали бросаться теннисными мячиками в импровизированное КПП. Под воздействиям луча «лихие хулиганы» бросились в рассыпную. Как сказал младший капрал Эндрю Рубио, он просто не мог вынести воздействия луча, сразу же включились рефлексы, и он ушел от луча при первой возможности. Создавая ADS, инженеры исходили из универсальных для всех людей рефлексов. Тем не менее, разработчики из компании Raytheon уверяют, что «боевой луч» безопаснее для человека, чем те же резиновые пули или слезоточивый газ. За все 11 тыс. экспериментальных тестов, медицинская помощь понадобилась лишь дважды, когда двое участников теста получили ожоги второй степени. Несмотря на то, что «боевой луч» требует намного больше энергии, чем микроволновая печь, военным так и не удалось поджарить им индейку. Миллиметровые волны луча проникают под кожу лишь на 0,39 мм, кроме того воздействие луча снижается при плохих погодных условиях. Эксплуатация ADS также весьма затратна — на его зарядку уходит примерно 16 часов. Если он установлен на транспорте, то для поддержания его боеготовности двигатели должны оставаться включенными, что сильно увеличивает расход топлива. «К чему нам действительно надо хорошенько присмотреться, так это к тому, как сделать эту систему как можно более эффективной» — сказала полковник Тафолла.

Как отмечается в журнале Wired, «болевой луч» очень эффективен в тюрьмах, но пока никто его заказывать не стал. Журналист издания, шутя подытожил, что единственная причина, по которой военные его «поджарили», заключается в том, что ADS нужно хорошо разрекламировать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру