Развивающиеся организмы не имеют генетически запрограммированной формы лица: лягушке его изменили

Ученые из Университета Тафтса определили механизм самокоррекции, с помощью которого живые организмы выявляют и исправляют аномалии лицевой части головы

Новое исследование, обнародованное в издании Developmental Dynamics, на примере эмбриона лягушки Xenopus демонстрирует, что развивающиеся организмы не имеют генетически запрограммированной формы лица, как это считалось ранее. Вместо этого природа использует более гибкий и надежный процесс, позволяющий создавать лицо без серьезных дефектов.

Выясняется, что определенные группы клеток эмбриона способны оценить свою форму и положение по отношению к другим органам. Это позволяет «построить» правильную форму лица, избегая существенного отклонения от правильного «рисунка» столь важной части тела.

По сей день никто не знал, каким образом формируются такие сложные формы, как лицо. Ученые впервые создали искусственные дефекты лицевой части головы у эмбрионов лягушки и наблюдали, каким образом организм земноводных корректирует эти дефекты.

Оказалось, что обнаружив дефект, лицевые структуры начинали смещаться относительно друг друга, чтобы компенсировать его и разместиться на правильных позициях. Это говорит о том, что в геноме заложено гибкое динамичное поведение определенных клеточных групп, с помощью которого клетки способны внести коррективы в создание конкретных сложных структур.

Исследователи планируют тщательно изучить этот механизм, сообщает cnews.ru. Потенциально, это позволит биоинженерам не только исправлять форму лица (к сожалению, сегодня 1 из 600 родившихся людей имеет врожденные дефекты лица), но и открыть новые возможности в регенеративной медицине, робототехнике и даже освоении космоса. Дело в том, что предыдущие исследования уже находили механизмы самокоррекции в других эмбриональных процессах, но до сих пор их не удавалось точно смоделировать и понять точную динамику корректирующего процесса.

Эскперты считают, что разгадка кроется в процессе обмена информацией между клеточными группами, которые проводят своеобразную триангуляцию и опираются на единую точку отсчета для правильного размещения тех или иных структур лица.