Физик Джон Лекнер доказал, что положительные полюса могут притягиваться

Электростатика преподнесла ученым сюрприз

25 мая 2012 в 14:40, просмотров: 3108

В авторитетном издании "Proceedings of the Royal Society A" опубликована статья новозеландского физика из Университета Виктории в Веллингтоне, в которой он доказывает, что два положительно (одноименно) заряженных металлических шара на коротком расстоянии могут отнюдь не отталкиваться друг от друга.

Физик Джон Лекнер доказал, что положительные полюса могут притягиваться
blogspot.com

Хитрость "эффекта Лекнера" – в неоднородном распределении зарядов по сфере – отталкиваясь друг от друга, положительные заряды уходят на дальние поверхности сфер, оставив на ближних толику отрицательного заряда, и получается не два положительных заряда, а как бы четыре – два плюса и два минуса, пишет cnews.ru. Когда они находятся на большом расстоянии друг от друга, неоднородное распределение не работает и шары "ведут себя" как того требуют законы природы. Если же начать их сближать, в ход вступает игра между взаимными притяжением и отталкиванием, результат которой неочевиден и можно предсказать только с помощью математики.

Выполнив все необходимые математические операции, Лекнер доказал, что при сближении шаров почти всегда побеждает притяжение. Есть, правда, одно исключение – ситуация, когда заряды и размеры сфер одинаковы. В этом случае никакой игры зарядов не происходит, и сферы отталкиваются друг от друга.

Лекнер при этом не настаивает на статусе "первооткрывателя". Он напоминает, что в 1936 году английский физик Уильям Сноу Хэррис, изучая природу молний, экспериментировал с заряженными металлическими дисками и с удивлением обнаружил, что в некоторых случаях "отталкивание исчезало совершенно и сменялось на притяжение". "Возможно, - отметил  Лекнер, - кто-то уже обсчитывал математически этот эффект, просто мне об этом ничего  неизвестно".