На Земле нашли неучтенный летающий объект. ВИДЕО

Самый древний метеоритный кратер обнаружен в Гренландии

Метеоритную историю Земли переписали геологи Дании, России, Великобритании и Швеции. Ученые обнаружили древнейший кратер, образовавшийся три миллиарда лет от падения на Землю астероида на юго-западе Гренландии. Углубление диаметром в 100 километров находится в окрестностях города Маниитсок. Подсчитано, что образовать его мог 30-километровый (в диаметре) «небесный гость». Восстановить картину последствий от такого падения «МК» помог заведующий Звенигородской обсерваторией Института астрономии РАН Сергей БАРАБАНОВ.

Самый древний метеоритный кратер обнаружен в Гренландии

Теоретически ученым было известно, что три миллиарда лет назад наша планета сталкивалась с астероидами, но доказать это было очень трудно, поскольку со временем следы кратеров просто стирались или заполнялись другими породами. Ранее самым древнейшим считался 300-километровый кратер Фредефорт в Южной Африке — он образовался два миллиарда лет назад.

В статье, недавно опубликованной учеными в научном журнале Earth and Planetary Science Letters, говорится о том, что кратер был открыт случайно. Датский геолог Адам Гард по заказу горнодобывающей компании анализировал геологические карты окрестностей города Маниитсок. На них-то он и обнаружил аномалии, похожие на след от сверхмощного удара. Чтобы доказать эту гипотезу, пришлось привлечь к работе специалистов из четырех стран и совершить две экспедиции на место событий, свершившихся 3 млрд. лет назад.

По словам Барабанова, метеорит таких размеров, скорее всего, выбросил в атмосферу такое количество пыли и грязи с Земли, что это могло вызвать эффект ядерной зимы. Вполне возможно, что «метеоритная зима» господствовала на нашей планете после падения астероида десятки лет. Если бы такое случилось сейчас, то это привело бы к уничтожению всего живого.

— Что надо делать, чтобы не допустить подобных катастроф?

— Вероятность падения на Землю астероидов является средней. Тем более что все самые крупные тела уже известны и взяты астрономами под контроль. К примеру, наиболее вероятный гость — астероид Апофис — имеет диаметр 320 метров и ожидается в окрестностях нашей планеты в 2029 году. Однако из таких гигантов (среди 100 тысяч теоретически угрожающих нам небесных тел) больше всего опасны стометровые астероиды и метеориты, которые мы пока не видим в имеющиеся у нас телескопы. В отличие от крупных собратьев, которые могут угрожать всему живому на планете, эти могут нанести ущерб в пределах одной страны или области.

графика: Иван Скрипалев

Сейчас мы, ученые, пытаемся убедить наше правительство выделить деньги на создание специальных инструментов — телескопов и вычислительных центров при них, которые помогли бы нам увидеть «астероиды-невидимки» и оценить их угрозу. К примеру, американцы уже получили средства на такие телескопы. Они хотят создать три-четыре платформы, на каждой из которых будет находиться по четыре двухметровых телескопа для отслеживания более мелких небесных тел, угрожающих Земле. Лет через пять они будут вооружены против астероидов как надо.

— А вы сможете пользоваться их данными?

— Это пока не обсуждается. Поделятся ли американцы информацией о летящей именно на Россию небесной глыбе — вопрос. Ведь существует же некоторая напряженность в вопросах по ПРО. Поэтому мы считаем, что такой большой стране, как наша, надо всегда иметь свои системы обнаружения опасных объектов. Тем более что средств на создание хотя бы одного двухметрового телескопа (я не говорю уже о целых платформах, состоящих из 4 аппаратов, как у США) надо не так уж и много, всего 500–700 миллионов рублей (мы подсчитывали недавно по заказу Роскосмоса). Для сравнения: 10 км дорожного полотна на МКАДе стоят дороже. Сейчас в Сибири при Институте солнечно-земной физики строится телескоп диаметром 1,6 метра. Это хорошо, но маловато, нам бы покрупнее — 2-метровые, да 3–4 штуки, чтобы установить на территории всей страны.

Случайно или нет, но публикация международной группы геологов об открытии самого древнего, да к тому же гигантского метеоритного кратера почти совпало с годовщиной падения на Землю Тунгусского метеорита. Напомним, что он упал в России 30 июня 1908 года в районе реки Подкаменная Тунгуска. Может, таким образом природа напоминает нам о возможном повторении сценария 104-летней давности?