Графен имеет способности «исцелять себя сам», утверждает Новоселов

Выдающийся физик при помощи электронного микроскопа нарушал целостность графена после чего наблюдал за поведением материала

12 июля 2012 в 15:23, просмотров: 4225

Один из открывателей графена, Константин Новоселов из Манчестерского университета, обнаружил необычное свойство этого материала – в определенных условиях искусственно созданные отверстия в структуре графена могут исчезать.

Графен имеет способности «исцелять себя сам», утверждает Новоселов

В ходе эксперимента в состав графена были включены ионы палладия, которые в нормальном состоянии должны оказывать положительное влияние на свойства графена, однако при наличии дыры в материале, сделанной электронным микроскопом, ситуация оказывалась обратной - ее края расширялись, а электропроводность падала еще более значительно.

Но когда вместо палладия были добавлены частицы углерода, то дыра в графене начинала стягиваться и со временем полностью исчезала, рассказывает mir24.tv. Качество «залечивания» зависело от структуры внедренного углерода. Если это был углеводород, в составе которого есть водород, то структура графена оказывалась немного «перекошенной», а материал не имел тех ровных шестисторонних связей, которые обеспечивают столь выдающиеся свойства. Но при добавлении чистых атомов углерода дыра затягивалась полностью, возвращая графену изначальные связи, будто ничего и не было.

Исследователи обращают внимание на высокую важность полученных результатов, поскольку они позволяют легко менять форму листа графена, разрушая его структуру в одном месте, а затем восстанавливая при помощи углерода, либо сужая за счет добавления металлов.

Разумеется, главной проблемой остается то, что контролировать процесс самостоятельного излечения графена ученые до сих пор не могут – оно происходит во многом спонтанно, а для производства каких-либо структур нужна отлаженная технология. В любом случае, сам факт обнаружения таких свойств играет большую роль в исследовании инновационного материала.