Стоунхендж хранил никому неизвестные таинственные рисунки

Легендарный Стоунхендж просветили 3D-лазером

На каменных плитах Стоунхенджа обнаружено множество новых рисунков. Изображения удалось разглядеть с помощью технологии лазерного сканирования. Всего на плитах было найдено 72 ранее неизвестных рисунка.

Легендарный Стоунхендж просветили 3D-лазером
English Heritage

Детальное лазерное сканирование всего памятника позволило обнаружить на пяти гигантских камнях 72 ранее неизвестных примера резьбы, относящихся к раннему бронзовому веку.

Невооружённым глазом эти произведения доисторического искусства не увидишь. Новая  технология позволила проследить микротопографию поверхности 83 камней, собрав в общей сложности около 850 Гб информации.

Кропотливый анализ этих данных, проведённый организацией «Английское наследие», выявил изображения, выгравированные путём удаления верхнего, выветренного слоя толщиной 1−3 мм. В 71 случае вырезан топор, и лишь однажды встречается нож. Светлые пятна некогда были хорошо видны на тёмной поверхности.

Ранее, начиная с 1950-х годов, с помощью обыкновенной лупы удалось различить 46 изображений (тоже топоры и ножи). Лазерное сканирование заодно подтвердило и их существование.

Основная часть монумента была возведена в середине III тысячелетия до н. э. Большинство экспертов согласны в том, что Стоунхендж в первую очередь служил центром поклонения солнцу, ибо камни выровнены в соответствии с положением светила в дни зимнего и летнего солнцестояния. Но как менялось отношение к Стоунхенджу на протяжении веков и какие ещё функции он мог выполнять, доподлинно неизвестно.

С 1800 по 1500 год до н.э. окружающая местность наполнилась монументальными индивидуальными гробницами, а вблизи Стоунхенджа появились округлые ямы. Резьба, изображающая топоры и ножи образца бронзового века, относится именно к этой загадочной эпохе. Проще всего предположить, что всё это было связано с расширением или изменением религиозного назначения большого каменного круга.

В индоевропейской традиции топоры зачастую связаны с божеством грозы, и кое-какие пережитки европейского фольклора указывают на то, что топоры, положенные лезвием вверх, использовались для защиты посевов, людей и их имущества от молний и ураганов. Действительно, все топоры Стоунхенджа изображены лезвием вверх, а ножи — остриём вниз. Возможно, тем самым резчики пытались заклясть божество бури.

Исследователи обратили внимание и на то, что подавляющее большинство изображений находится на тех сторонах камней, которые обращены либо к могилам (напомним: они относятся к тому же периоду), либо к центру Стоунхенджа. Редкие свидетельства из других мест Британии говорят о том, что изображения топоров и ножей могут иметь погребальные ассоциации.

То, что многие рисунки имеют одинаковые размеры, позволяет предположить, что доисторические резчики пользовались трафаретами, в роли которых, скорее всего, выступали реальные топоры. Если это так, то крупнейшее из изображений было создано с помощью топора длиной около 46 см. Он намного крупнее, чем те, что удалось обнаружить археологам. Скорее всего, столь большие экземпляры имели чисто ритуальное назначение, сообщает www.computerra.ru.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру