Генетики из США установили возраст общего предка человечества: 340 000 лет

Адам оказался старше Митохондриальной Евы и принадлежал к другой ветви хомо сапиенс

Как установили американские ученые, наш общий предок оказался в два раза старше, чем считалось ранее. Это касается каждого, кто считает себя человеком. Кто наши общие мать и отец? Кто те мужчина и женщина, чье потомство населило планету? Эти вопросы волнуют генетиков не один десяток лет. Последнее научное открытие позволило приблизиться к разгадке тайны.

Голова ребёнка-неандертальца из пещеры Тешик-Таш в реконструкции М.М. Герасимова. Фото: wikipedia.org

Недавно в американском штате Южная Каролина скончался афроамериканец по имени Альберт Перри. Его родственники передали образец ДНК Перри для анализа в компанию Family Tree DNA, где за 150 долларов помогают установить родственные связи того или иного человека. Таким образом ДНК афроамериканца попала в общий «банк», откуда ученые черпают информацию для исследований.

До сих пор изучение Y-хромосом в известных образцах свидетельствовало о том, что они восходят к предку по мужской линии, который жил в диапазоне от 60 000 до 140 000 лет назад. Однако сопоставление ДНК Перри с другими геномами, в частности, принадлежащими 11 жителям деревни в Камеруне, показало: возраст «Адама» - 340 000 лет!

Данные исследования были опубликованы в последнем выпуске авторитетного журнала American Journal of Human Genetics. Ученые подчеркивают: открытие заставляет пересмотреть взгляды на эволюцию человека.

Напомним, что ДНК Y-хромосомы у всех мужчин наследуется по мужской линии, и, соответственно, она должна происходить от «молекулярно-биологического Адама». А вот митохондриальная ДНК передается по женской линии. Именно она позволила установить возраст «Евы»: от 140 000 до 230 000 лет. Разрыв в возрасте «Адама» и «Евы» волновал специалистов. Теперь же получается, что гипотетический Адам, наоборот, старше праматери человечества.

От исследования новых образцов ДНК следует ждать новых открытий. Как замечает Михаэль Хаммер, сотрудник Аризонского университета, Адам, живший 340 000 лет назад, принадлежал к вымершей ветви разумных существ, которая в какой-то момент скрестилась с более современной «версией» человека. Так что теперь перед учеными встает новый вопрос: кто была бабушка митохондриальной Евы? Обезьяной? Или уже человеком?