Осколки небесного тела подтвердили метеоритную гипотезу тунгусской катастрофы

Ученые заявили о подтвержденной находке реальных фрагментов тунгусского метеорита

Исследовательская команда геологов из Украины, Германии и США проанализировала минеральный состав микроскопических камней, найденных в районе Подкаменной тунгуски в 1978 году, и пришла к выводу о том, что они являются частью метеорита, вызвавшего печально легендарный взрыв. Новое изыскание опубликовано в журнале Planetary and Space Science.

Предположительный фрагмент тунгусского метеорита. Находка 1978 года. Фото: REF1.

Украинские и американские геологи проанализировали минеральный и химический состав зерен, найденных советскими учеными поблизости от места падения Тунгусского метеорита, и пришли к выводу, что они принадлежали метеориту из класса углистых хондритов, а не комете, как считали некоторые исследователи.

Тунгусская катастрофа произошла более 100 лет назад в бассейне реки Подкаменная Тунгуска, на территории Эвенкии. Экспедиция, добравшаяся в район катастрофы в 1927 году, обнаружила поваленный лес на площади примерно равной современной Москве, но на месте взрыва не было обнаружено ни следов падения, ни обломков космического тела. По мнению большинства ученых, тунгусское тело было небольшой кометой, которая полностью испарилась на большой высоте.

«Ореольный бурелом» в районе тунгусского события. По материалам экспедиции Л. Кулика, 1929

Группа геологов под руководством Виктора Квасницы из Института геохимии, минералогии и рудообразования НАН Украины предоставила убедительные аргументы в пользу "метеоритной" теории этого катаклизма, заявив об обнаружении и минералогическом анализе "останков" небесного тела в статье, опубликованной в журнале Planetary and Space Science.

Изученные геологами микроскопические зерна были найдены группой советских ученых еще в 1980 году, в число которых входил и один из авторов статьи - Николай Ковалюх из Института геохимии окружающей среды НАН Украины. Несовершенство методик того времени не позволило первооткрывателям однозначно подтвердить их метеоритное происхождение, из-за чего открытие оставалось неизвестным для мира.

sciencedirect.com

Квасница и его коллеги восполнили этот пробел, изучив минеральный состав зерен при помощи масс-спектроскопа и сканирующего электронного микроскопа. Оказалось, что они состоят из графита, микроалмазов и вкраплений "космических" минералов - троилита, таенита и шрейберзита. По словам геологов, этот факт позволяет причислить тунгусский объект к редкому подтипу метеоритов из числа углистых хондритов, и ставит под сомнение "кометную" гипотезу этого катаклизма.

Вывал деревьев в районе тунгусского события. По материалам экспедиции Л. Кулика, 1927

Блэнд отмечает, что группа Квасницы проделала хорошую работу, но не смогла получить убедительных доказательств. Низкий уровень иридия и осмия по-прежнему вызывает сомнения в том, что это образцы метеорита. Кроме того, осадок, в котором их нашли, не был убедительно датирован 1908 годом. «Метеоритный материал льётся на нас нескончаемым потоком», — подчёркивает учёный. Необходимо сравнить различные слои торфа.

Группа Квасницы продолжит изучение образцов. Теперь учёных интересует соотношение определённых изотопов гелия и ксенона, которое могло бы прояснить происхождение породы.

К сообщениям о Тунгусском объекте специалисты относятся с большим подозрением, поскольку эта тема давно стала предметом спекуляций. Как пример, об обнаружении фрагментов метеорита в последний раз говорили буквально месяц назад, но геологи приняли эти заявления с крайним скепсисом. Сотрудник государственного минералогического музея имени Вернадского РАН Андрей  Злобин свое исследование, которое до сих пор не опубликовано в рецензируемом научном журнале,  описал в препринте, выложенным в архив Корнельского университета. Однако большинство экспертов к заявлениям Злобина отнеслось скептически.

К сведению, тунгусский метеороид или тунгусский метеорит (тунгусский феномен) - гипотетическое тело, вероятно, кометного происхождения, которое, предположительно, послужило причиной воздушного взрыва, произошедшего в районе реки Подкаменной Тунгуски (примерно 60 км к северу и 20 км к западу от села Ванавара) 17 (30) июня 1908 года в 7 часов 14,5 ± 0,8 минут по местному времени (0 ч 14,5 мин по Гринвичу). Мощность взрыва оценивается в 40—50 мегатонн, что соответствует энергии самой мощной водородной бомбы. По сей день, данное явление никем не объяснено и остается нередко темой выступлений для уфологов и т.п. "исследователей".

Фильмы о тунгусской катастрофе: ">National Geographic и History.

Источники: nature.com, rian.com.ua, compulenta.computerra.ru, ru.wikipedia.org.