Западные ученые расшифровали самый древний геном

Геном принадлежит ископаемой лошади, которая обитала на планете 700 000 лет назад. Исследование генома показало, что предок современных лошадей, ослов и зебр появился на Земле около 4 миллионов лет назад – вдвое раньше, чем принято считать, сообщает www.nkj.ru со ссылкой на Nature. Источником биологического материала послужила лошадиная кость, которую обнаружили в 2003 году в вечной мерзлоте Юкона (Канада) Эске Уиллерслев и Людовик Орландо из Копенгагенского университета. Учёным удалось получить информативные фрагменты генной цепочки ископаемого животного и сравнить с геномом другой лошади, тоже ископаемой, но значительно моложе – 43 000 лет, а также с геномами пяти пород современных лошадей, лошади Пржевальского и осла. Сравнение позволило оценить динамику расхождения видов и пролить новый свет на эволюцию семейства лошадей.

Данное исследование – рекордное по древности использованных ископаемых образцов, оно перешагнуло предыдущий, не менее впечатляющий рубеж примерно в 110 000 лет (ископаемые останки белого медведя). Чтобы отделить интересующую их ДНК от ДНК микроорганизмов, потребовалась большая работа, лишь доли процентов секвенированных молекул ДНК принадлежали лошади. Исследователи утверждают, что потенциально геномный метод позволяет реконструировать эволюционную историю практически каждого существующего сегодня биологического вида.

По мнению исследователей, численность доисторических лошадей несколько раз падала в периоды резких климатических изменений и потом восстанавливалась, при этом ключевыми факторами селекции были обоняние и иммунитет. Древнейшая лошадь не была «машиной для бега», считает профессор Орландо, и не обладала мускульной силой сегодняшних лошадей. На развитие этих особенностей вероятнее всего повлиял человек, точнее – селекция, связанная с одомашниванием лошадей.