Спутник самой дальней планеты Солнечной системы открыли случайно

Новому космическому объекту пока присвоен индекс S/2004 N 1

16.07.2013 в 14:28, просмотров: 2434

Астрономы обнаружили у Нептуна четырнадцатую луну, говорится в сообщении NASA. Автором открытия стал астроном Марк Шоуолтер, сотрудник научно-исследовательского института SETI Institute в Калифорнии. Новый спутник Нептуна был случайно обнаружен благодаря архивным фото, полученным с орбитального телескопа "Хаббл".

Спутник самой дальней планеты Солнечной системы открыли случайно
фото: nasa.gov

По оценкам специалистов НАСА, диаметр спутника S/2004 N 1 составляет всего примерно 19 километров,

Справка МК Справка

Нептун был обнаружен 23 сентября 1846 года, в пределах 1° от координат, предсказанных французским математиком Урбеном Леверье, и примерно в 12° от координат, предсказанных британским математиком-астрономом Джоном Адамсом.

что делает его самым маленьким спутником Нептуна. Из-за скромных размеров спутника астрономы долгое время не могли его обнаружить, и даже космический аппарат Вояджер-2, проходивший в 1989 году вблизи Нептуна, не нашел его в системе планеты.

Сотрудник калифорнийского института SETI Марк Шоуолтер (Mark Showalter) в начале июля случайно обнаружил спутник S/2004 N 1 во время исследования колец Нептуна по снимкам, сделанным "Хабблом".

Ученый решил "по чистой прихоти" изучить область далеко за пределами колец. Он обнаружил, что на 150 снимках телескопа, сделанных в период с 2004 по 2009 год, присутствует белая точка, которой и оказался новый спутник Нептуна. Шоуолтер заявил, что открытие было совершено, когда он отправил фотографии колец Нептуна на компьютерный анализ. Ученый задал координаты более обширного пространства вблизи Нептуна, чем планировалось первоначально.

Справка МК Справка

12 июля 2011 года исполнился ровно один Нептунианский год или 164,79 земных лет — с момента открытия Нептуна 23 сентября 1846 года.

Как первооткрывателю, Шоуолтеру принадлежит честь присвоить спутнику имя. Однако он должен будет учитывать рекомендации Международного союза астрономов, который утверждает имена звездных тел. "Могу сказать, что имя будет связано с греческой или римской мифологией и с Нептуном, богом океанов", - сказал астроном.

Справка МК Справка

У Нептуна на данный момент известно 14 спутников. Масса крупнейшего составляет более, чем 99,5 % от суммарной массы всех спутников Нептуна. Второй (по времени открытия) известный спутник Нептуна — Нереида. С июля по сентябрь 1989 года «Вояджер-2» обнаружил 6 новых спутников Нептуна. Среди них примечателен спутник Протей неправильной формы. Он примечателен тем, каким большим может быть тело его плотности, без стягивания в сферическую форму собственной гравитацией. Четыре самые внутренние спутника Нептуна — Наяда, Таласса, Деспина и Галатея. Их орбиты так близки к Нептуну, что находятся в пределах его колец. Следующая за ними, Ларисса, была первоначально открыта в 1981 году при покрытии звезды. Между 2002 и 2003 годом было открыто ещё 5 спутников Нептуна неправильной формы, что было анонсировано в 2004 году.

Как сообщает НАСА, спутник примерно в 100 млн раз тусклее самой тусклой из звезд, видимых в небе невооруженным глазом.

"Луны и дуги перемещаются по орбите очень быстро, и нам потребовалось найти способ слежения за их перемещениями, чтобы выявить детали системы. Точно так же спортивные фотографы отслеживают бегущих спортсменов – спортсмен остается в фокусе, но фон размывается", - рассказал Шовальтер.

Самый крупный спутник Нептуна был открыт в 1846 году британцем Уильямом Ласселлом. Планета диаметром около 2,7 тысячи км является уникальным объектом в Солнечной системе — Тритон вращается вокруг Нептуна по орбите, обратной его вращению. Тритон, вместе со спутниками Юпитера Ио и Европой, а также спутниками Сатурна Энцеладом и Титаном, проявляют признаки вулканической активности.

Источники: РИА Новости, BBC, РБК, Википедия.