Когда шефы компаний превышают скорость, они могут быть нечисты на руку

Ученые из США провели удивительный эксперимент

Трое ученых — Роберт Дэвидсон из Джорджтаунского университета, Эйша Дей из Миннесотского университета и Эбби Смит из Чикагского университета — опубликовали исследование под заголовком «Главы компаний вне работы: поведение, корпоративная культура и риск финансовых отчетов». Оно основано на результатах эксперимента, проведенного академической троицей. Они взялись доказать, что руководители компаний, любящие быструю езду и получающие за это штрафы, скорее способны совершить преступление, чем их коллеги, которые соблюдают правила уличного движения. Более того, если боссы живут на широкую ногу, они менее эффективны в обнаружении преступлений, совершаемых их подчиненными, чем те боссы, которые живут поскромнее.

Ученые из США провели удивительный эксперимент

Звучит всё это как в огороде бузина, а в Киеве дядька. И тем не менее…

В качестве подопытных свинок ученые взяли 109 компаний, которым в период от 1992 до 2004 года Комиссия по ценным бумагам и бирже США представила обвинения в мошенничестве, и 109 компаний, которые оказались чистыми или во всяком случае не светились. Обе группы были подобраны одинаковыми по размеру, балансу и т.д. Обе группы принадлежали к одной и той же индустрии. Затем ученые наняли частных детективов и поручили им проверить подноготную боссов обеих групп — были ли у них судимости, штрафовали ли их за нарушение правил уличного движения, каких размеров и качества у них автомобили, яхты и дома?

Выяснилось, что во главе тех 109 компаний, которые обвинялись в мошенничестве, намного чаще стояли боссы, имевшие дело с Фемидой — наркотики, домашние неурядицы (драки) и уличные происшествия (в основном превышение скорости). Таких в первой группе набралось 31%, из них 11% серьезные проступки. В группе «чистых» 109 компаний нарушителей оказалось всего 5% и все по мелочам.

Разумеется, советы директоров компаний остерегаются приглашать на должности исполнительных глав (СEО) людей с уголовным прошлым и наркоманов. В этом плане ученых результаты тестов не удивили. Удивительным было количество СЕО с транспортными квитанциями. «Наши результаты показывают, что даже если в качестве оселка взять только штрафы за превышение скорости, компании во главе которых стоят боссы, грешащие этим, скорее занимаются мошенничеством», — пишет Дэвидсон. Поэтому он советует компаниям обращать особое внимание «на эти, казалось бы, мелкие прегрешения». Результаты этой неожиданной взаимозависимости были вновь подтверждены, когда исследователи протестировали дополнительно 164 «чистых» и 164 «нечистых» компаний.

Мораль этой части исследования звучит у авторов так: люди, нарушающие определенный комплекс социальных норм, скорее склонны совершать более серьезные правонарушения. К сожалению, авторы не раскрыли имена тех СЕО, которых они потрошили. Поэтому нельзя сказать, кто из них какое преступление совершил и был ли за это наказан. Если учесть, что боссы часто ведут себя как боссы и в своих семьях, то было бы интересно узнать, как они относятся к своим подчиненным. (Сексуальные приставания, грубость, унижение.) Ученые обещают вскрыть и подобную взаимозависимость, натравив частных детективов на тех СЕО, которые судились по графе «домашнее насилие».

Теперь о машинах, яхтах и домах. За оселки были взяты следующие показатели: автомобиль, ценою выше $75 тыс.; яхта более 25 футов длиной; дом, который по крайней мере вдвое дороже, чем дома по соседству со штаб-квартирой компании. Результат? Хотя СЕО, отвечающие этим параметрам, мошенничают примерно столько же сколько и более «скромные» боссы, но в их компаниях мошенничество процветает больше, чем в компаниях, руководимых «скромными».

Финансовому обозревателю Флойду Норрису параметры ученых показались слишком уж заниженными. Он решил увеличить их: автомобиль, ценою выше $110 тыс.; яхта — длиннее 40 футов; дом в пять раз дороже, чем дома по соседству со штаб-квартирой компании. Результат оказался тем же по существу, по динамике, но более «рельефным».

Я созвонился с моей коллегой по Миннесотскому университету Эйшей Дей. Порассуждав вокруг исследования, проведенного ею и ее коллегами, сказал, что они не смогли бы поставить подобный тест в России, во всяком случае в Москве. Почему? — удивилась она. Я рассказал ей о мигалках, о «скоростных линиях», о том, что у многих российских СЕО хвостовиками служат гаишники (пришлось объяснить значение этого термина), о том, что гаишные машины прокладывают путь «мерседесам» и «бентли» олигархов, о том, что в крайнем случае последние элементарно откупаются от первых и не только в случае превышения скорости, но и после серьезных катастроф, даже со смертельным исходом.

Дей слушала, а затем после затянувшейся паузы сказала: «В вашем случае на место подозреваемых мы поставили бы тех, кто ни разу не получал штраф от ваших — как их? — гаишников».

По части машин, яхт и домов никаких разногласий не было. Дома российских олигархов в Лондоне и Нью-Йорке вопиют к небу и в прямом, и в переносном смысле слова. Ну а самая большая частная яхта в мире принадлежит Борису Абрамовичу. В данном случае огородная бузина и дядька в Киеве, где на днях праздновали 1025-летие крещения Руси, превосходно сопрягаются, ибо Россию умом не понять, да и научным аршином не измерить. Ее особенная стать, а не транспортная полиция регулирует уличное движение в Златоглавой.

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру