Диссиденты античности

Продолжение эксклюзивной рубрики MKRU "В древней Греции было все"

27 апреля 2014 в 12:25, просмотров: 3754

Диссиденты – это люди, относящиеся к государству не так, как большинство граждан. По мнению Сократа, государство нужно воспринимать как огонь – не отходить слишком далеко, чтобы не замерзнуть и не приближаться слишком близко, чтобы не обжечься.

Диссиденты античности
фото: en.wikipedia.org
Портрет Сократа работы Лисиппа, хранящийся в Лувре

Конечно, мы употребляем термин «диссидент» применительно к античности весьма условно. По некоторым признакам мы можем отнести к диссидентам философа Сократа.

Место и время, о котором пойдет речь, – Афины периода расцвета прямой демократии, V-IV века до н.э. Источником данного очерка является описание судебного процесса над философом Сократом, которое нам оставил его ученик Ксенофонт. Следует сказать, что Сократа судил самый демократический (но самый ли справедливый от этого?) суд в мире. Судьи избирались по жребию из числа свободных афинян.

Приговор Сократу, как мы знаем, был суровым: семидесятилетнего философа, несмотря на его заслуги (он, между прочим, был «ветераном», участвовал в военных походах, проводившихся по инициативе афинского народа, занимал высокие должности в городской администрации), заставили выпить чашу с ядом. 

Какие же претензии государство в лице обвинителей предъявило своему «заблудшему сыну»?

Древние греки старались неукоснительно соблюдать патриархальные традиции. Главой семьи был отец, он единолично распоряжался имуществом и даже жизнью своих домочадцев. Самым страшным преступлением поэтому считалось отцеубийство.

«Но Сократ, - говорил обвинитель,- внушал своим собеседникам неуважение не только к отцам, но и к другим родственникам: он указывал, что при болезни или судебном процессе помогают не родственники, но в первом случае врачи, а во втором – ловкие защитники» (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, I, II,51).

Вера в богов не была строго регламентирована в античном обществе. В греческих полисах не было специальной службы, например, такой как средневековая инквизиция, которая бы следила за неукоснительностью соблюдения религиозных обрядов. Тем не менее, представители обвинения сочли, что Сократ совсем «неправильно» верил в богов.

«Да, его вера в промысел богов о людях была не такова, как вера простых людей, которые думают, что боги одно знают, другого не знают; Сократ был убежден, что боги все знают – как слова и дела, так и тайные намерения, что они везде присутствуют и дают указания людям обо всех делах человеческих» (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе., I, I,19).

Сократа обвиняли не только в «неправильных» взглядах на религию, но и в его критике существующей политической системы. О том какова же была политическая система в Афинах, подробно пишет Аристотель;

«Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию из числа предварительно выбранных, которых намечала каждая из фил. Намечала же в коллегию девяти архонтов, каждая десятерых, и между ними бросали жребий. Вследствие этого еще теперь остается за филами такой порядок, что каждая избирает по жребию десятерых, а затем из этого числа баллотирует бобами» (Аристотель, Аф. Пол. Ш, 8, (1-2).

Греки считали, что жребий дает возможность справедливо распределять государственные должности именно потому, что он слеп, то есть находится лишь во власти богов, а они вряд ли ошибутся.

Но, по словам обвинителя, «Сократ учил своих собеседников презирать установленные законы: он говорил, что глупо правителей государства выбирать посредством бобов (то есть по жребию), тогда как никто не хочет иметь выбранного бобами рулевого, плотника, флейтиста или исполняющего другую подобную работу, ошибки в которой приносят гораздо меньше вреда, чем ошибки в государственной деятельности» (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе., I, II,9).

Сократ говорил также об ответственности власти перед народом: «Странно было бы, мне кажется, если человек, ставши пастухом стада коров и уменьшая число и качество коров, не признавал себя плохим пастухом; но еще страннее, что человек, ставши правителем государства и уменьшая число и качество граждан, не стыдится этого и не считает себя плохим правителем государства» (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе., I, II,32).

И сегодня случается, что к власти приходят случайные люди. Как видим, это тревожило и Сократа в то далекое демократическое время.

Специально для "МК" кандидат ист.наук, археолог,

экс-ИИМК РАН Николай Савваниди

Предыдущее:

Как «косили» от армии в Древней Греции

Как женщине в Древней Греции удалось стать Олимпийской чемпионкой

Найден наидревнейший винзавод в мире?



Партнеры