Почему древние греки не «брали», а «ставили» военные трофеи?

Пятый выпуск эксклюзивной рубрики "В древней Греции было все!" с историком Николаем Савваниди

04.07.2014 в 11:05, просмотров: 5783

Бытует мнение, что древние греки жили весело и превращали даже самую серьезную вещь, такую как война, в увлекательную игру. Их гипертрофированный игровой инстинкт и врожденная склонность к поискам гармонии, о которых пишут многие исследователи, не могли не проявиться и в искусстве ведения войны. Война была для эллина обычным, если не сказать, обыденным делом.

Почему древние греки не «брали», а «ставили» военные трофеи?
фото: en.wikipedia.org

Война никогда не начиналась спонтанно, ни с того ни с сего, она готовилась как массовое игровое представление. Истинные причины вражды, как правило, лежали на поверхности – нехватка пахотной земли. Пригодных для земледелия мест в гористой по преимуществу Греции было чрезвычайно мало. Население постоянно увеличивалось. Было два пути преодоления земельного голода: первый – выводить колонии, основывать новые города где-то на чужбине; второй – отнять землю у соседнего города-государства. Большинство греческих полисов пользовалось первым способом. Но такие государства как Спарта, например, решали свои проблемы за счет прилегающих территорий.

Внутренние междоусобные войны греков обычно проходили по одному сценарию. Сначала искали благовидный предлог. После того как предлог был найден, его озвучивали посланные в стан врага парламентеры. Кстати, парламентеры считались неприкосновенными. Единственным исключением, подтверждающим это незыблемое правило, был случай с персидскими послами, которые пришли требовать от Спарты «земли и воды», то есть покорности. В ответ спартанцы бросили их в колодец, где было достаточно и того и другого.

Если выдвинутые одной из сторон требования не принимались другой стороной, считалось, что война объявлена. Оба государства готовились к боевым действиям.

Обычно греки начинали воевать только после того, как соберут урожай, то есть глубокой осенью, поскольку воевали большей частью те, кто этот урожай и выращивал. Возможно, такой порядок был связан еще и с тем, что к этому времени года спадала жара. Те, кто бывал в Греции летом, могут себе представить, каково было сражаться при сорокаградусной жаре в металлических доспехах.

Перед выступлением в поход богам приносили жертву. По внутренностям жертвенного животного жрецы определяли, насколько благосклонны небожители к решению людей начать войну. Если определенности не было, необходимо было обратиться к Дельфийскому оракулу.

Только после того, как все формальности были соблюдены и получены благоприятные предзнаменования, войско выступало в поход. Путем переговоров между стратегами противоборствующих сторон определялось удобное для сражения место.

Поскольку уровень развития военного дела и само оружие у всех эллинов были примерно одинаковыми, все зависело как от выбранной тактики, так и от индивидуальной выучки каждого участника боя, его умения «держать строй» и стоять до конца.

Костяком армий полисов была тяжеловооруженная пехота (гоплиты), построенная фалангой, то есть рядами воинов, защищенных плотно прижатыми щитами. Фаланга как форма построения пеших воинов и связанные с ней тактические приемы ведения войны были изобретены, по-видимому, еще в VII веке до н.э., судя по изображению на вазе Киджи.

Доспехи гоплита состояли из бронзовой кирасы, полностью закрывавшей корпус человека, шлема, поножей, наручей, щита и копья. На ногах были кожаные ботинки.

фото: en.wikipedia.org
 

Армии разных греческих полисов применяли различную тактику боя. Поэтому спартанцы, например, избегали долго воевать с одним и тем же противником, чтобы тот не смог перенять их военные приемы.

О том, как готовилась и начиналась атака, очень подробно описано в книгах историка Ксенофонта. Приведем некоторые примеры.

«Солдаты стали строиться, и в скором времени гоплиты уже стояли по 8 человек в глубину и пельтасты (вооруженные только легким щитом «пельта» и копьем) побежали на оба фланга» (Ксенофонт, Анабасис, VII, I (23).

«И вот, по трубному сигналу, эллины подняли оружие и пошли в наступление. Затем они с громкими криками ускорили шаг, который сам собой перешел в бег…» (Ксенофонт, Анабасис, I, П, (17-18).

Спартанцы при виде неприятеля обычно закалывали козу. В это время флейтисты начинали играть, а воины надевали на голову венки (Ксенофонт, Лакедемонская полития, 13,8).

Для поднятия боевого духа воины начинали петь пэан (военную песню) и поднимали боевой крик (Ксенофонт, Анабасис, IV, IП (19), «…некоторые солдаты также ударяли щитами о копья, пугая коней» (Ксенофонт, Анабасис, I, VШ (16). И еще один пример из сочинения этого же автора: «…тогда они (эллины) запели пэан, затрубила труба, солдаты закричали «а-ля-ля!» в честь Эниалия (одно из прозвищ бога войны Ареса) и гоплиты бегом пустились вперед» (Ксенофонт, Анабасис, V, П, (14).

Венцом любой битвы была победа одной из сторон. Как греки определяли победителя сражения?

Когда две армии с разбегу «сшибались» друг с другом (стенка на стенку), то главным для эллинов было выдавить врага, обратить его в бегство и не уничтожить, что кажется нам сегодня логичным, но лишь занять поле сражения.

Важно было, чтобы победители остались в живых. Победа, гибельная для обеих сторон называлась у греков «Кадмейской победой» (в этом сражении Полиник и Этеокл – мифические герои – оба были убиты) (Геродот, I, 166).

Геродот подробно описывает события, связанные с одним эпизодом войны Спарты с Аргосом из-за приграничной области под названием Фирея. В результате долгих переговоров противники решили выделить по 300 отборных воинов с каждой стороны, для того чтобы результат их битвы определил победителя войны. Остальные же войска должны были быть отведены на свои территории. После кровопролитного сражения аргосцев осталось двое, а из спартанцев уцелел лишь один воин по имени Офриад. Оба аргосца вернулись на родину с известием о своей победе. Спартанец же остался на поле сражения и поступил так, как поступали воины еще в эпоху троянской войны – снял доспехи с убитых врагов. Таким образом, каждая из сторон считала себя победительницей. Аргосцы считали, что победили они, поскольку их осталось двое, а спартанцы, считали себя победителями, поскольку поле боя осталось за ними. Спор решила следующая битва, в которой верх одержали спартанцы.

Плутарх пишет о спартанцах следующее: «После того как они обращали противника в бегство, они преследовали его до тех пор, пока окончательно не убеждались в своей победе. Тогда они трубили отбой, считая низким и недостойным для греков уничтожать своих сограждан, сдавшихся на милость победителя и не оказывающих сопротивления. В такой манере обращения с врагами проявлялось не только великодушие, но также и политический расчет; их враги, зная, что спартанцы уничтожают только тех, кто оказывает им сопротивление, и щадят остальных, зачастую предпочитали быть более разумными, не сражаться, а спасти свою жизнь бегством».

Итак, для греков важно было – за кем останется поле сражения.

Победители занимались погребением своих павших солдат или организацией транспортировки тел на родину для траурных церемоний. Тела погибших врагов после переговоров передавали стороне противника.

Погребение мертвых было обязательным ритуалом, за исполнением которого греки следили очень строго. Они верили, что души умерших, оставшиеся без погребения, будут преследовать живых. Даже в морском сражении, когда многие участники битвы оказывались за бортом судна, флотоводцам предписывалось выловить из воды тела убитых и привезти их домой для предания земле. Известен случай, когда афиняне казнили предводителей эскадры, несмотря на то, что те выиграли морское сражение, но из-за начавшейся бури решили не рисковать флотом и, не собрав тела погибших, поспешили вернуться домой.

После этого победитель ставил трофей (трофеем греки называли столб в центре поля сражения, на который навешивали доспехи поверженных врагов, поэтому в текстах употребляется глагол «ставить, водружать», а не «брать, взять», как используется в наше время).

Николай Савваниди, кандидат ист.наук, археолог, экс-ИИМК РАН,

обработка Вера Савваниди

Cледующие выпуски читайте в разделе "Наука" на сайте www.mk.ru



Партнеры