Ученые расшифровали геном 45000-летнего человека, найденного в Сибири

Ученые, в числе которых несколько россиян, опубликовали в одном из самых авторитетных общенаучных журналов мира Nature данные о старейшей геномной последовательности человека, найденного в Омской области в 2008 году, пишет в четверг издание Сибирского отделения РАН «Наука в Сибири».

Материал, посвященный изучению костных останков самого древнего для ранних современных людей индивидуума, вышел под названием «Геномная последовательность 45000-летнего человека из Западной Сибири». Случайная находка бедренной кости древнего человека была сделана на берегу реки Иртыш в Омской области.

«Геномные сравнения демонстрируют, что он принадлежал к населению, которое жило близко по времени к разделению изначальной популяции раннего современного человека на две территориальные группы, мигрировавшие из Африки в Евразию: группа восточной Евразии и группа западной Евразии», — цитируются в материале слова старшего научного сотрудника Института геологии и минералогии СО РАН Ярослава Кузьмина.

По его словам, полученные данные по ДНК также говорят о том, что древний человек из Усть-Ишима не имеет прямых потомков среди сегодняшних популяций Евразии. На основании этого ученые делают вывод о том, что, возможно, человек произошел от группы, тесно связанной с людьми, которые покинули Африку более 50 тысяч лет назад, чтобы заполнить весь остальной мир, но позже вымерли.

«Эта геномная последовательность является весьма полной, а также самой древней в мире для ранних современных людей», — отмечает Кузьмин.

В исследовании, одним из результатов которого и стала эта публикация, приняли участие 28 ученых из 19 организаций мира, включая Китай, США, Канаду, Великобританию и Германию. В числе авторов — ученые из Института проблем освоения Севера (Тюмень) и Института геологии и минералогии имени В. С. Соболева (Новосибирск) СО РАН.