Люди из Африки скрестились с неандертальцами в Сибири

Древняя ДНК показывает группу современных людей, бродивших когда-то по всей Азии

Кусок берцовой кости из Сибири возрастом 45000 лет хранил самую древнюю последовательность генома Человека Разумного. Благодаря ему ученые открыли  неизвестное нам население, которое, возможно, некогда обитало на просторах северной Азии. Последовательность ДНК мужчины из племени охотников-собирателей предлагает ученым интригующие подсказки о путешествии современных людей из Африки в Европу, Азию и за ее пределы, а также и о половых контактах с неандертальцами.

Bence Viola, MPI EVA.

Вероятно, мы бы так ничего и не узнали об этой кости, если бы не Николай Перистов, русский художник, который вырезает украшения из древних бивней мамонта. В 2008 году Перистов привычно для себя искал слоновую кость вдоль Иртыша, как вдруг заметил торчащую из берега кость. Он выкопал ее и показал судмедэксперту, который опознал ее, как принадлежавшую некоему человеку.

Кость, действительно, оказалась частью левого бедра человека, и в конце концов добралась до Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге, Германия, где ее подвергли радиоуглеродному анализу.

"Она была довольно окаменелой, и поэтому могла быть очень-очень древней. Мы сорвали настоящий куш!", радуется итогам Бенс Виола, палеоантрополог, который возглавлял изучение останков. "Она оказалась старше всех известных нам костей современного человека".

Удача давала знать о себе и далее, когда коллеги Виолы поняли, что кость, содержит хорошо сохранившуюся ДНК. Они смогли секвенировать ​​геном с точно такой же точностью, которая доступна и для геномов современного человека (Q. Fu et al.Nature 514, 445–449; 2014).

Исследователи назвали находку "Усть-Ишим" - в честь того места, в котором она и была найдена. Ее возраст 43 000-47 000 лет, то есть почти в два раза старше самого древнего из известных полного генома современного человека, хотя, существуют, конечно, и более древние геномы "архаичного" человека.

"Этот парень пришел из ниоткуда - пока мы не знаем археологических стоянок, с которыми его можно было бы связать", говорит Виола.

Устьишимский человек, вероятно, произошел от вымершей группы, тесно связанной с людьми, которые покинули Африку более 50000 лет назад, ради освоения всего остального мира, однако позже исчезнувшей, говорит Виола.

Наиболее интригующая подсказка о его происхождении - это всего лишь около 2% от его генома, которые связывают нас с неандертальцами. Устьишмский человек, вероятно, получил свое "неандертальское ДНК" после того, как общий предок европейцев и азиатов покинул Африку и столкнулся с неандертальцами на Ближнем Востоке.

До сих пор время этого скрещивания не было известно ученым, которое, теоретически попадает в промежуток между 37000 и 86000 лет назад.

Более точные даты скрещивания неандертальца и человека представляют вызов для ученых, которые предполагают, что современные люди покинули Африку ранее отметки 100000 лет назад и достигли Азии более 75000 лет назад, говорит Крис Стрингер, палеоантрополог из Музея естественной истории Лондона.

Изыскание обнародовано в Nature.