Странный туман на Марсе удивил ученых

Астрономы заметили над поверхностью «Красной Земли» странное облако, которое распространилось на тысячу километров

Облако гигантского размера поднялось на высоту 250 километров от седьмой по размерам планеты нашей Солнечной системы. Учёные думают, что это облако не могло появиться из-за пыльной бури, поскольку как правило такие бури выбрасывают частички марсианского грунта на высоту до 60 км. Точно такое же пятно эксперты наблюдали над Марсом весной 2012 года в течение десяти суток.

Photo: Grupo de Ciencias Planetarias.

В марте 2012 года астрономы-любители зафиксировали на Красной планете необычное явление. В телескопы было видно, как над поверхностью образовалось странное облако, рассказывает www.nkj.ru. На Марсе и раньше фиксировались облака, состоящие из кристаллов льда или твердого углекислого газа. Однако даже во время самых сильных пылевых штормов такие облака не поднимались на высоту более 100 километров, а обычно и того меньше – около 60 километров.

Однако в тот раз облако неизвестного состава поднялось на высоту 250 километров, а это уже практически на границе между сильно разряженной атмосферой и космическим пространством. Особенно хорошо оно было заметно на фоне терминатора – так называется линия, которая разделяет на планете день и ночь. Первый раз странное облако было различимо с 12 по 23 марта, а затем еще один раз, через две недели, практически в том же самом месте. Анализ снимков, полученных с телескопа Хаббл, показал, что такое необычное явление случалось, по крайней мере, еще один раз – 17 мая 1997 года. Первый вопрос, который возник, был даже не о причинах произошедшего. Астрономы не поняли, собственно, что они наблюдали...

В статье для LA Times европейский ученый Антонио Гарсиа Муньос описал этот феномен как «крайне необычный». Он был замечен в двух отдельных местах. Позднее это формирование исчезло, и ученые до сих пор бьются над загадкой его происхождения. Согласно одному из докладов в журнале Nature, исследователи считают, что шлейф может состоять из большого числа гигантских облаков, который имели необычайно мощное свечение, пишет americaru.com. Тем более, что ранее ученые уже наблюдали северные сияния в этом регионе Марса.

Другим объяснением может быть присутствие в атмосфере, перенасыщенной углекислым газом, частиц воды, хотя обычно пар не поднимает над поверхностью планеты выше 100 км. На той высоте, где наблюдалась дымка, атмосфера слишком разряжена, и обычных облаков не бывает, отметил Муньос.

С февраля 2009 года по настоящее время орбитальная исследовательская группировка на орбите Марса насчитывает три функционирующих космических аппарата: «Марс Одиссей», «Марс-экспресс» и «Mars Reconnaissance Orbiter». Это больше, чем около любой другой планеты, помимо Земли.

Поверхность Марса в настоящий момент исследуют два марсохода: «Opportunity» и «Curiosity». На поверхности Марса также находятся несколько неактивных посадочных модулей и марсоходов, завершивших исследования.

Популярная идея, что Марс населён разумными марсианами, широко распространилась в конце XIX столетия. И с тех дней ажиотаж вокруг этой идеи лишь растет.

Первые наблюдения Марса проводились еще до изобретения телескопа. Это были позиционные наблюдения с целью определения положений планеты по отношению к звёздам. Существование Марса как блуждающего объекта в ночном небе было письменно засвидетельствовано древнеегипетскими астрономами в 1534 году до н. э.