"Мал клоп, да вонюч": в постель к человеку клопов подбросили летучие мыши

Анализ постельных клопов из разных уголков Европы показал, что они достались человеку от летучих мышей

«Есть два типа людей – те, у которых живут клопы, и те, у кого они будут. В наши дни клопы становятся все более распространенными» - такой невеселый прогноз дает Уоррен Бут из Университета Талсы в США. Исследователи решили установить то, откуда к человеку в постель попали кровососущие клопы.

Известный русский геймер Миша Завалишин общается с летучей мышью в пещере Буткова под станицей Новосвободная в Адыгее. Он знает, что на них живут клопы... Фото: dmitralex.ru.

Клоп – достаточно древнее насекомое, о котором есть упоминание еще в древнеегипетских источниках.  Тысячи лет он существовал рядом с человеком и за его счет, и с этим ничего нельзя было поделать в силу образа жизни человеческого сообщества.

Нашествие постельных клопов, которое наблюдается последние 15 лет, это месть человечеству за попытки истребить насекомых с помощью массированного применения жестких инсектицидов, которое имело место в пятидесятые годы прошлого столетия. Они временно отступили, а теперь вернулись собирать новую жатву, пишет jtimes.ru.

Сегодняшнего клопа не так-то просто вывести: применяемые ранее инсектициды способствовали генным мутациям и невосприимчивости к современным отравам. Есть маленькое утешение: пока нет данных, которые бы говорили о клопах как о переносчиках инфекции аналогично комарам или энцефалитному клещу.

По словам Уоррена Бута из Университета Талсы в американской Оклахоме, буквально каждую неделю в прессе появляются статьи об очередном нашествии клопов. Однако, несмотря на это, они довольно плохо изучены.

Бут и его коллеги проанализировали гены постельных клопов, чтобы понять, откуда они появились. Ученые обнаружили, что в Европе эти насекомые делятся на две основные ветви, настолько различающиеся между собой, что они почти образуют два разных вида. Ну а взялись они от летучих мышей, сообщает Би-би-си.

В исследовании, опубликованном в журнале Molecular Ecology, впервые приведены генетические свидетельства того, что клопы в давние времена паразитировали на летучих мышах, а уж потом перебрались в постель к человеку. Группа ученых под руководством Бута изучила сотни клопов, собранных из жилищ человека и летучих мышей в 13 странах Европы.

Анализ их ДНК показал, что клопы, паразитирующие на летучих мышах, не обменивались генами с их собратьями из человеческих постелей - даже несмотря на то, что некоторые из этих мышей жили на чердаках или в церквях, то есть могли вступать в контакт с людьми.

Ветвь клопов, живущих на летучих мышах, появилась еще в то время, когда и мыши, и люди вместе жили в пещерах, считает Бут. И даже в наши дни эта ветвь куда более генетически разнообразна, чем клопы, паразитирующие на людях.

Две эти ветви настолько сильно между собой различаются, что при их скрещивании в лаборатории потомство оказалось менее плодовитым.

Насколько известно, при укусах клопы не переносят заболеваний, однако места укусов неприятно чешутся и выглядят как сыпь.