На Марсе воды было как целый Северный Ледовитый океан на Земле

Исследование было проведено посредством инфракрасных приборов, закрепленных на телескопах Кека и VLT, которые сняли пробы паров с атмосферы Марса

Отслеживая состояние атмосферы Марса на протяжении 6 лет, ученые смогли определить скорость испарения воды. Ученые сравнили концентрацию и доли обычной и тяжелой воды в приполярных районах и на экваторе Марса. Как оказалось, примерно 3,7 млрд лет назад на Красной планете было столько воды, что хватило бы, чтобы заполнить Северный Ледовитый океан на Земле.

Как утверждают ученые НАСА в статье, опубликованной в журнале Science, этот океан, глубина которого превышала местами полтора километра,  находился в северном полушарии планеты и занимал 19% ее поверхности. Для сравнения – площадь Атлантики составляет 17% земной поверхности.

После анализа марсианской атмосферы ученые пришли к выводу, что Красная планета потеряла 87% своей воды в космосе, сообщает bfm.ru.

"Учитывая, что Марс потерял так много воды, он, скорее всего, оставался достаточно "мокрым" на протяжении более длительного периода времени, чем мы считали раньше. Это в свою очередь говорит о том, что планета была потенциально обитаемой гораздо дольше, чем считалось", — заявил Майкл Мамма из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда (США).

Он и его коллеги выяснили, что с момента формирования Марса с его поверхности испарилось огромное количество воды, сопоставимое по своей массе с Северным Ледовитым океаном Земли, измерив концентрацию паров воды в разных слоях марсианской атмосферы и в разных уголках Марса.

Для этого ученые воспользовались не инструментами марсохода Curiosity, который сейчас находится на склонах горы Шарп, а инфракрасными приборами, установленными на 10-метровый гавайский телескоп Кека и на европейско-чилийский VLT. Эти телескопы позволили ученым проследить за колебаниями в долях обычной и тяжелой воды в атмосфере Марса на протяжении шести лет и определить ту скорость, с которой планета теряет воду, передает ria.ru.

В первую очередь исследователей интересовали приполярные регионы Красной планеты, где до сих пор существуют залежи водного льда. Полярные шапки Марса сформировались еще до того, как вся его вода испарилась в космос, что делает их своеобразным "архивом", в котором можно найти хроники о водном прошлом Красной планеты.

Сравнив концентрацию и доли обычной и тяжелой воды в приполярье и на экваторе Марса, ученые смогли вычислить, как много воды на Марсе было в прошлом, и уточнить его облик.

В планах ученых NASA направить на Марс установку по производству кислорода. Аппарат пригодится для будущих марсианских миссий. Он может не только перерабатывать углекислый газ в кислород, но вырабатывать топливо.