Китайский луноход сделал неожиданное открытие

"Нефритовый заяц" передал информацию, которая позволяет сделать вывод о слоистом строении естественного спутника Земли

Азиатский луноход «Юйту», несмотря на то, что он уже год как обездвижен, тем не менее жив, и специалисты на Земле продолжают выходить на связь с ним спустя 15 месяцев, проведенных на Луне. Инженеры даже и не думали, что он останется хоть отчасти работоспособным, охладившись до -180°C.

Луноход "Нефритовый заяц" совершил посадку на Луну 14 декабря 2013 года. Это первая успешная экспедиция беспилотного аппарата на поверхность Луны со времени советской миссии "Луна 24" 1976 года.

Согласно данным лунохода, небесное тело состоит по меньшей мере из девяти каменных слоев, сообщает interfax.by. А район, в котором находится аппарат, проявлял неожиданную геологическую активность последние 3,3 миллиарда лет.

Как сообщил Лун Сяо, сотрудник Уханьского университета геофизических исследований, эти слои образованы вулканической лавой и почвой, которая длительное время подвергалась эрозии.

Настоящим признанием успехов лунохода стала сегодняшняя статья в журнале Science, в которой ученые сообщили о действительно важных открытиях лунохода, связанных с бурным прошлым Луны. Сделать их помог мощный радар лунохода, просвечивающий слои грунта на рекордную глубину – до 400 метров, что соответствует эпохе в 3,8 млрд лет назад, передает gazeta.ru.

Его данные нарисовали ученым полную картину подлунных слоев в месте посадки аппарата Заливе Радуги. Считается, что этот кратер образовался 27-80 млн лет назад в результате мощного удара астероида. Радар сумел выявить целых девять отдельных подстилающих слоев в месте посадки, что говорит о куда более бурном вулканическом прошлом Луны, чем считалось ранее.

«Самые интересные – две вещи. Первая – что в позднюю вулканическую эпоху было гораздо больше извержений», — пояснил Лун Сяо, автор публикации. Ученые считают, что верхние слои грунта в месте посадки лунохода аккумулировали пыль и обломки, разлетевшиеся от ближайшего ударного кратера. Более глубокие слои включают следы от пяти последовательных излияний лавы, которые заливали этот район в горячую эпоху. И самое давнее такое извержение случилось 2,5 млрд лет назад. «Второй сюрприз – то, что вулканические моря состоят не только из базальтовой лавы, но и из взрывной пирокластической породы», — отметил ученый. Это означает, что некоторые извержения вулканов на Луне носили взрывной характер, нежели сопровождались медленным истечением лавы, как считалось ранее.

Программа Поднебесной по изучению Луны разделена на три этапа: запуск зондов "Чанъэ-1" (2007 год) и "Чанъэ-2" (2010 год). Результат - составлена трехмерная карта поверхности спутника Земли с высоким разрешением, определены районы, где предполагалось осуществить посадку следующих аппаратов. Второй этап (2013 год) - запущен "Чанъэ-3", который доставил на поверхность Луны "Юйту". Итог — ожидаемая доставка на Землю образцов лунных пород.